Rolls-Royce пришел в Россию. По этому случаю был дан официальный прием, куда пригласили всех потенциальных клиентов и журналистов.
А на следующий день Rolls-Royce отправился покорять Северную Столицу. Там-то мы и пересеклись. И я искренне рад, что наше знакомство произошло именно там.
Как известно, RR сейчас под контролем BMW, но идеология марки оставалась неизменной, даже несмотря на неоднократную смену ее хозяев, и "Роллс-Ройс" сегодня является таким же символом роскоши и престижа, каким был все предыдущие сто лет. Отправляясь на встречу с такой легендой, какой для меня всегда был Rolls-Royce, сохранить небрежный тон как-то с трудом получается. И "Фантом" оправдал ожидания на все сто процентов.
Руководство BMW подошло к продолжению рода шикарного лимузина с максимальной серьезностью. На английской земле, в Гудвуде, меньше чем за год был построен завод, который обошелся BMW примерно в 100 миллионов евро. Завод занимает площадь около 33 тысяч квадратных метров и выпускает около тысячи Rolls-Royce в год, причем на экспорт идет лишь 40% "тиража" – самым крупным государством по числу покупаемых теперь уже германских "Роллс-Ройсов" по-прежнему остается Великобритания. Работает на заводе чуть больше 350 человек, и основная причина столь малого количества персонала скрыта в довольно любопытном факте. Дело в том, что в Англии "Фантом" лишь собирают, красят и изготавливают салон. Кузов, двигатель и коробка передач, равно как и вся подвеска, "приходят" из Германии. Разумеется, в целях экономии немцы могли бы собирать "Фантом" в мюнхенском техническом центре, но в этом случае реноме британского патриарха был бы нанесен непоправимый урон, а это могло привести к огромным убыткам. Ведь пафос Rolls-Royce заключается именно в его имидже. Ну и во внешности, естественно.
Экстерьер – не главное
История создания немецкого "Роллса" слишком похожа на сценарий голливудского фильма, чтобы быть правдой, но… Курировал проект главный дизайнер "БМВ" Крис Бэнгл. Он набрал интернациональную команду из пяти профессиональных автомобильных стилистов: внешность "Фантома" была поручена британцу, американцу и японцу, интерьер – англичанину и американцу. Была куплена специальная дизайн-студия, причем не где-нибудь в Штутгарте или Аахене, а в центре Лондона, в здании бывшего банка на Бэйсуотер-роуд. Чтобы погрузить художников и конструкторов в атмосферу настоящих англий-
ских традиций, их возили на традиционные скачки в Аскот и гребную регату в Хенли, устраивали для них экскурсии по улицам лондонского квартала Мейфер и аллеям Гайд-парка.
Как оказалось, все это было не зря! Бэнгл предложил руководству пять абсолютно разных вариантов дизайна, из которых предпочтение было отдано наиболее консервативному, выполненному в монументальном "архитектурном" стиле. Автомобиль получился поистине величественным. Длиннющий капот (чтобы добиться равномерной развесовки между осями, двигатель пришлось сместить ближе к центру, поэтому капот получился очень длинным), огромные колеса, короткий передний свес, лаконичная линия крыши – во всем отчетливо распознаются стилистические элементы классических автомобилей Rolls-Royce середины прошлого столетия. Однако есть и совершенно новые черты: проходящая над порогом кузова четкая складка или направленная к задним фонарям линия под окнами. В целом, при всей современности и удачности кузова в нем прослеживаются аналогии с моделью Rolls-Royce Silver Wraith, от которого на "Фантом" явно перекочевали линия багажника, мощная задняя стойка, и, пожалуй, форма боковых стекол.
Однажды наступает момент, когда ты берешь ответственность на себя.
Я долго и тщательно рассматривал интерьер, нажимал все кнопочки и поймал себя на мысли, что я стараюсь всячески оттянуть момент поездки. То ли 500 тыс. евро (Стоимость RR Phantom) так сильно надо мной довлели, то ли монументальность сковала мою волю, но ехать я опасался.
Мобилизовав всю решительность, заставляю себя отправиться в путь. Слабость - не наша черта.
Теперь о запуске двигателя. Эта процедура проста как дважды два и величественна, как ритуал жертвоприношения. Ключа нет, есть только небольшой "брелок", который с мягким щелчком вставляется в специальную щель. Затем давишь на тормоз, и нажатием кнопки Start запускаешь двигатель. Запуск происходит так ожидаемо тихо, что хочется открыть капот и посмотреть, насколько сильны вибрации мотора. Под капот лезть я не стал, однако следующей частью теста была проверка "коробок", которой, как я слышал, подвергают именно "Роллсы". Выглядит просто: на капот ставят торцом спичечный коробок, заводят мотор и смотрят – упал коробок или нет? В нашем случае коробок даже не шелохнулся!
Козырная карта "Фантома" – салон. Роскошь отделки и настоящая королевская изысканность в каждой мелочи поначалу немного оглушают. Всем известно, что автомобили ручной сборки по качеству уступают тем, что сходят с конвейера. "Роллс-Ройс" – исключение из этого правила. Здесь все на высшем уровне, и даже незаметная кнопка, при помощи которой закрываются задние двери, выглядит солидно. Никак не получается избавиться от искушения рассказать о ковриках, в роли которых выступают шкуры ангорской овцы нежнейшей выделки, общей стоимостью 12 500 евро за четыре штуки! Пожалуй, в этом автомобиле коврики просто не могут быть дешевле.
Салон не только благороден и дорог, он еще и предельно технологичен, причем технологии не просто интегрированы в стилизованный староан-
глийский интерьер, они в нем откровенно замаскированы. Но достаточно нажать пару клавиш, и панель из красного дерева, в центре которой мерно тикают часы с логотипом Rolls-Royce, уступает место жидкокристаллическому монитору (точно такие же мониторы встроены в спинки кресел), а из центральной консоли плавно выезжает джойстик, который у BMW пятой и седьмой серий называется iDrive, а здесь – rotary controller. Практических отличий между этими устройствами я не обнаружил, что вполне логично, учитывая "почти баварское" происхождение "Роллс-Ройса".
Передние сиденья действительно cверхудобные и эргономичные, однако сзади сидится как будто комфортнее. Широкое заднее сиденье выполнено в виде двух кресел с изогнутыми, почти вертикальными спинками, они установлены таким образом, что сидящие в них находятся позади дверного проема в тени мощной стойки крыши. Ощущения – будто сидишь в десятиметровом лимузине: простор и одновременно с этим домашний уют. На ровной дороге скорость не ощущается совершенно, на неровной энергоемкая подвеска "съедает" все огрехи дорожного покрытия с легким шелестом. К примеру, рельсов для Rolls- Royce Phantom не существует вовсе.
Роскошь передвижения
Скажем прямо, колесить весь день на машине, проехавшей на своем веку меньше десяти километров, мне не разрешили. Однако для того, чтобы составить представление о том, каков "норов" у RR, возможностей было предостаточно. Главное правило – никаких управляемых заносов и езды в боковом скольжении! Я ехал чинно, как ученик автошколы. "Семерочный" двигатель остался самим собою и оказался вполне способен обеспечить аккуратную езду, не провоцируя водителя на совершение дорожных "подвигов".
Впрочем, называть этот мотор "семерочным" уже нельзя. Расточив на 3 мм цилиндры и на
4.6 мм увеличив ход поршня, рабочий объем 12-цилиндрового V-образного баварского мотора довели до вполне "роллс-ройсовского" (как у "Серебряной тени" 1970 года) – 6749 куб. см. Мощность возросла незначительно – с 445 до 453 л.с., но и достигается она при меньшем числе оборотов – 5350 вместо 6000. А вот крутящий момент вырос существенно – с 600 до 720 Нм. В уличных гонках "Фантом", пожалуй, имел бы большой успех, только вот кого ставить с ним в пару? Замерять, действительно ли такая громадина может разогнаться до 100 км/ч за пять с небольшим секунд, мы не стали - на таком авто никто не будет участвовать в street racing.
Шестиступенчатый "автомат" производства ZF – точная копия трансмиссии "семерки" BMW. Здесь даже рычаг крепится так же, а именно на рулевой колонке.
Самая яркая деталь – знаменитая фигурка на капоте. Ее официальное название "Дух экстаза", неофициальных много, и не все они годятся для того, чтобы быть упомянутыми на авторитетном интернет-портале.
До сих пор бытует мнение, что сделана она из чистого серебра, и, хотя на самом деле сейчас "дух" делают из нержавеющей стали, а в прошлом из сплавов меди, цинка и никеля, фигурки эти то и дело пытаются похищать любители автомобильной геральдики. По непроверенным данным, статуэтка должна прятаться внутрь даже от легкого щелчка по ней. Проверяли. Не прячется. Под конец эксперимента щелчки стали уже далеко не легкими, но полированная измельченными в порошок косточками черешни (тоже непроверенная информация) фигурка стояла на капоте, как незыблемый монумент нашей доверчивости. Впрочем, возможно, для того чтобы она начала прятаться, нужно было нажать какую-нибудь тайную кнопку…
Кроме того, специально для колесных эмблем бавар-ские инженеры разработали свою систему подшипников. Когда колесо начинает крутиться, его центр остается практически на месте, и эмблема RR на всех колесах всегда расположена строго вертикально.
Время теста заканчивалось, а я все осматривал и ощупывал автомобиль, будто хотел насладиться его величием на остаток жизни. Странное чувство, вроде видел и Maybach, и Bentley, а все равно Rolls-Royce меня сильно поразил. Нет, владеть таким авто я бы не хотел (пока), просто рядом с ним понимаешь, как ты еще мало сделал в жизни. И еще признаюсь, что до конца понять "магию" RR я так и не смог. Возможно, чтобы это осознать, нужно быть "избранным", либо все дело в "уровне". Так или иначе, но RR и после поездки я буду называть на "Вы" и в моем сознании он остался эталоном престижа и роскоши. Возможно, мы еще встретимся...
|