Российский рынок автобусов. Обзор новинок 2004 года
ринок автобусів | Опубліковано - 2004-09-08 21:12:40 (14917 разів прочитано)
Не смотря на то, что нынешнее московское «Мотор Шоу 2004» было провальным, автобусная экспозиция была на редкость интересной. Так, с августа 2004 года в СНГ стало на одного производителя 15-метровых автобусов больше, туристические автобусы теперь выпускают и в Белоруссии, а судя по количеству новинок в классе 8-метровых автобусов, здесь развернется ожесточенная борьба, где украинские производители смогут сказать свое слово.
Вообще, «Мотор Шоу 2004» прошло при мощном участии украинских производителей: «Богдан», ЛАЗ, БАЗ, «Анто-Рус» привезли в Первопрестольную свои новинки и заняли лучшие места в экспозиции.
Малый класс
В сегменте 8-метровых автобусов на российском рынке становится тесно. Незыблемые еще год назад позиции ПАЗиков атакуют все производители. На «Мотор Шоу 2004» почти на каждом автобусном стенде красовался «малыш».
Судя по тому, что на стенде ЗИЛа не были представлены автобусы собственной конструкции, автозавод все меньше уделяет внимание автобусному направлению. Зато украинские производители БАЗ и «Анто-Рус» намерены наводнить рынок собственными моделями на ЗИЛовском шасси. Так, БАЗ представил модель А212 «Славутич», которую уже можно было видеть на киевском автосалоне SIA’ 2004. В Москве «Славутич» смотрелся неплохо: кузов вагонного типа, вместимость – 37 пассажиров, мест для сидения – 15, две автоматические двери, просторные накопительные площадки, да и дизайн «Славутич» достаточно современный. Новинка именовалась в Москве не иначе, как ЗИЛ-525000.
Автобус ЗИЛ-3230, он же «Скиф» херсонского завода «Анто-Рус», не столь радикален по организации внутреннего пространства (вместимость 31 чел) , но превосходит традиционные ЗИЛ-32500 по многим показателям. Судя по московской премьере, херсонский завод эволюционирует. К примеру на «Скиф» стали устанавливать вклеенные стекла, несколько изменились материалы отделки салона. Обе украинские новинки были укомплектованы традиционными минскими дизелями Д-245.9 и нацелены на сегмент недорогих городских моделей стоимостью до $20000. Очевидно, что Завод им. Лихачева пошел на альянс с автобусными заводами, пытаясь увеличить свое влияние в сегменте недорогих моделей, где доминирует ПАЗ и КАВЗ.
В то же время, сам ПАЗ презентовал свою стратегическую модель, вернее две - ПАЗ-3203 и 3204, которые будут представлены в сегменте $20-30 тыс. Первая модель укомплектована дизелем Cummins а агрегатной базой Raba. Организация внутреннего пространства на уровне современных аналогов в этом классе. Широкие автоматические двери, накопительные площадки позволят увеличить эффективность работы новой модели в качестве маршрутного такси.
Стоимость окончательно не сформирована, но в этом исполнении она превысит $30 тыс. Модель ПАЗ-3204 – попытка создать малобюджетную модель. Здесь двигатель ЗМЗ, много агрегатов от ГАЗ-3307, а вот «маршрутная» направленность сохранилась. Цены ПАЗовцы также не называли, но намекали на $23-25 тыс.
Новая модель ПАЗа внешне выглядит уже как серийная модель, в отличие от концепта, представленного на киевском автосалоне. Судя по всему, с таким дизайном она и увидит конвейер. Потребители хорошо восприняли новый ПАЗ и спрашивали о сроках его появления.
О своих намерениях на малый класс заявили на «Волжанине» и представили автобус на шасси ТАТА. Новинка отличается приятным дизайном и весьма доступной ценой в $26000. По конструкции она близка к бориспольской модели БАЗ А079, но есть и ряд отличий. Малый «Волжанин» был представлен в туристическом исполнении, хотя на предприятии разрабатывают и маршрутную версию.
Наиболее серъезно о своих намерениях на российский рынок заявил Холдинг» Богдан», который привез в Москву автобусы под брэндом Isuzu. Напомним, что в соответствии с Генеральным Соглашением с Isuzu Motors, украинский холдинг получил право использовать марку Isuzu на внешних рынках. «Богдан» намерен продать в Россию 800-100 автобусов. В основном это будут модели А092. В Москве показали и новинку – модель А092.1, которая отличается низким уровнем пола в заднем свесе, что облегчит посадку инвалидам и пожилым людям.
Активная политика «Богдан» в России уже дала свои плоды. Автобусы этой марки появились в Москве, Санкт-Петербурге. Дилерская сеть появится также и в Нижнем Новгороде, Липецке и Брянске.
В Россию автобусы Isuzu будут поставляться с двигателями Евро-2, АБС и полностью адоптированные под российское законодательство. Использование автобусов Isuzu в России уже доказало эффективность их использования на маршрутах (+30%).
Другой украинский производитель автобусов – БАЗ, представил в России модельный ряд своих моделей. Наибольший интерес потребителей вызвала модель БАЗ А079.
Автобусное производство Минского автозавода также намерено активизироваться в малом классе. В Москве показали автобус МАЗ-256 с задним расположением двигателя. Новинка – интересная, но вот цена 256-го в $40-65 тыс. пока безосновательна. Перевозчики еще не готовы покупать столь дорогие модели малого класса, да и сам МАЗ-256 откровенно еще не дотягивает до заявленной цены.
Средний класс
Этот сегмент пока не столь привлекателен, поэтому и новинок было не много. Самая яркая – низкопольный автобус БАЗ-Роксолана. Он вызвал большой интерес у профессионалов.
КАВЗ показал автобус для пригородного и межрайонного сообщения из семейства «Аврор». Салон увеличен на 8 дополнительных посадочных мест. В автобусе единые, сквозные багажные отделения емкостью порядка 5 куб.м.
Городские автобусы
В отличие от прежних лет, большого количества новинок в сегменте большого и особо большого класса не наблюдалось. Зато уровень разработок существенно возрос.
Холдинг «Руспромавто» вошел в «Клуб 15-метровых». Теперь 15-метровая 3-осная модель есть в активе ЛИАЗа.
Но самой яркой новинкой стали «гармошка» ЛИАЗ-6213 и городской «низкопольник» ЛАЗ А183. ЛиАЗ-6213 получил приз жюри в номинации «Лучший городской автобус», в числе крупнейших мировых и отечественных производителей, компания стала номинантом в категории «прорыв года» Гран–при журнала «За рулем».
«Туристы и междугородники»
Теперь в производственной программе междугородний автобус имеет МАЗ. Премьерой «Мотор Шоу» стала модель МАЗ-251. Современное шасси, двигатель MAN или Mercedes-Benz) Евро-3, пластиковые боковые панели – вот отличительные особенности нового минского флагмана. В стандартной комплектации: кондиционер, жидкостный подогреватель двигателя и кабины водителя, кухня, туалет, аудио-видео система. Но вот цена - $250 тыс…
ЛАЗ может предложить автобус такого же уровня значительно дешевле. В Москве ЛАЗ-52081 «НеоЛАЗ» был представлен уже в качестве серийной модели.
Отметим также и автобус «СканТат», который базируется на агрегатах Scania и VIP-модель «Волжанина».
В сегменте автобусов для междугородних и пригородних перевозок в более простом исполнении дебютировала очередная версия ЛИАЗ с фарами от Mercedes и двигателем Caterpillar и украинский Isuzu A145.
Что показало «Мотор Шоу»
В сегменте малого класса в ближайшие два года активность производителей возрастет. На российский рынок выйдут новые модели, многие из которых можно было увидеть в Москве.
Наиболее агрессивную политику на российском рынке займут украинские производители, которые намерены расширить сбыт, а на своем рынке им уже «тесно». «Руспромавто» усиленными темпами готовится к «обороне» позиций ПАЗа, но пока не поспевает освоить производство новой модели, способной конкурировать с украинскими моделями. В то же время, если динамика роста цен на российские автобусы продолжится, то у российских перевозчиков возникнет соблазн попробовать эффективные маршрутные автобусы.
Решающим для распределения сил в малом классе станет 2005 год.
В городском сегменте все более менее стабильно. Здесь позиции ЛИАЗа крепки, а после 2004 года они еще более укрепятся. «Руспромавто» теперь имеет в своем активе и низкопольную «гармошку» ЛИАЗ и15-метровый 3-осник.
В сегменте дорогих лайнеров хорошие перспективы у ЛАЗа, если он сумеет продвинуть «НеоЛАЗ». С его ценой можно конкурировать.
Позиции других производителей в России уверенными не назовешь. Пока в РФ не удалось закрепиться азиатским автобусным заводам, хотя они ежегодно высаживали «десант». Европейские гранды в России чувствуют себя уверенно. Перед ними растущий рынок, где нет производителей, способных предложить модели 5-звездочных лайнеров для уважающих себя спортивных команд. А вот массовые модели европейского производства на севере не прижились.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.