Речь идет о мобильном приложеним Hudway, которое проецирует дорогу на лобовое стекло автомобиля, подсвечивает опасные участки и подсказывает, куда вильнёт шоссе через пару секунд.
Спустя год в App Store и Google Play его скачали 1 млн человек. Приложение бесплатное, но зарабатывать на дополнительных опциях братья уже умеют — в прошлом году выручка проекта составила 2 млн рублей. Это только начало, рынок Head-up Display (навигаторы, проецирующие показания прямо на лобовое стекло) оценивается примерно в $1 млрд. А в 2013 году двоюродные братья из Ижевска, Иван Клабуков и Алексей Останин, даже не подозревали, что их Hudway станет их бизнесом.
В 2012 году Останин снова пришёл к брату на ужин. Он увлёкся автомобильным спортом, гонял по профессиональным трассам и даже выиграл Кубок России по ралли. «У меня новый штурман, и я ему не доверяю», — сказал Останин. Штурман сидит рядом с гонщиком и читает стенограмму: «Направо 3, лево 2, тормоз, 180 поворот», — опытный берёт за гонку 150 000 рублей и успевает предупреждать пилота. Неопытный, как у Останина, ошибается и запаздывает. Клабуков сделал Check My Race — приложение, которое рисует в айпэде пройденную траекторию и позволяет ориентироваться по ней, как если бы в руках был навигатор. «Это хорошо, но лучше как в кино: чтобы у меня на стекле была дорога», — мечтал Останин. Братья нашли в Америке компанию Virtual Cable TM, которая за $15 000 устанавливает на крышу автомобиля лазер и высвечивает им дорогу на лобовом стекле, и плюнули на эту идею. Нет возможности получить микрокредит на банковскую карточку? Воспользуйтесь qiwi-кошельком – это тоже удобно и, что не менее важно в данном случае, быстро. Займ на киви можно оформить практически на каждом сайте, который предоставляет услуги микрокредитования. И времени потребуется также немного.
«Русские информационные технологии» в 2012 году приносили братьям стабильный, но не слишком большой доход. Останин когда-то учился на инженера, а Клабуков на математика — они умели создавать продукт, но пока не умели на нём зарабатывать.
Как-то они ехали триста километров в темноте через лес. Клабуков поговорил по телефону и бросил его на панель. Несколько секунд экран продолжал гореть. Братья остановили машину...Это и был момент истины.
За ночь придумали концепцию мобильного приложения, которое поможет водителю в сумерках, ночью или в тумане понять, что происходит с дорогой на плохо различимом участке. Яркий экран отражается в лобовом стекле, если гаджет лежит на приборной доске, и вокруг достаточно темно. Значит, нужно на телефоне показывать водителю, как поведёт себя дорога в ближайшее время, а следить за картинкой он сможет в отражении.
Клабуков влетел в дверь «Русских информационных технологий» и дал задание дизайнерам «нарисовать путь». К вечеру у него были подробные макеты: стрелочки, повороты, метры. Клабуков смял бумажки и заставил дизайнера нарисовать две извивающиеся, но параллельные линии. Через неделю разработчики показали Клабукову beta-версию приложения, сделанного на базе того самого Check My Race для штурманов. Простая карта, как на любом навигаторе, возможность проложить маршрут от пункта А в пункт Б. Когда маршрут проложен, работу заканчивает интернет и начинает GPS. На чёрном экране появляются параллельные белые линии — дорога. Стоит положить смартфон у лобового стекла, и отражение начинает вести тебя вперёд. Братья назвали проект — Hudway (Head-up Display + Way).
Через полгода они летели через Атлантический океан с прототипом приложения на смартфонах. Через месяц, 7 августа запустили Hudway на русском языке в AppStore. В приложение ввели платные сервисы: за $1 можно отключить всплывающую рекламу, за $4 избавиться от рекламы и подключить подсветку опасных поворотов.
А в ночь на 28 августа трафик резко пошёл в гору. В твиттере появилось под сотню сообщений с хэштэгом #hudway. Это проснулась Америка — 11 000 скачиваний...
У братьев из Ижевска есть конкуренты. Такую же технологию, как в приложении Hudway, использует американская корпорация Garmin — на лобовое стекло наносится кусок тёмной плёнки, а вместо телефона на панель кладут гаджет с ярким экраном. Он передаёт информацию о скорости и подсказывает стрелками, в какую сторону нужно поворачивать, но не даёт 3D-изображения пути. Прибор стоит 9 500 рублей.
Существуют ещё три решения: первое — проекция скорости и стрелок-поворотов с помощью лазерного проектора на небольшую часть лобового стекла. Такую систему — лазер и проектор — корпорация Continental устанавливает в немецкие авто класса люкс вроде BMW третьей серии. Покупателю автомобиля она обойдётся примерно в $1000, отдельно приобрести её нельзя.
Второе конкурирующее решение — от компании Navdy. Это приложение, похожее на Hudway, и два гаджета. Сначала телефон строит маршрут, потом выводит на экран схему дороги, затем с помощью Bluetooth подключается к миниатюрному проектору. Изображение проецируется на стеклянный экран размером с ладонь, установленный перед водителем. Пока у Navdy есть только прототип, но компания уже принимает предзаказы — проектор и экран стоят $299, приложение можно скачать бесплатно.
Третье решение предложили российские разработчики, резиденты Сколково, компания WayRay. Гендиректор WayRay, Виталий Пономарёв, не считает свою компанию игроком рынка HUD, так как на лобовое стекло они наклеивают голографическую плёнку, и уже на неё, как в компьютерных играх, проецируется дорога. Это позволяет показывать повороты, скорость и другую информацию даже днём. У компании есть рабочий прототип и инвестиции в $6 млн, но о сроках выхода на рынок представители WayRay пока не говорят.
В сравнении с конкурентами приложение Hudway выглядит по-простецки. Зато оно в разы дешевле аналогов, что привлекает клиентов. |