В 2015 году автовладельцы ожидали, что страховые компании увеличат лимит выплат, ведь ради этого весной даже на 25% подняли цены на полисы. Но оказалось, что полисы подорожали, а страховые компании выплачивают как и раньше – максимум 50 тыс. гривен. AUTO-Consulting обратился в Моторное Транспортное Страховое Бюро Украины (МТСБУ) с просьбой разъяснить ситуацию с полисами Обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), по которым с 1 ноября должны были повысить лимиты компенсации потерпевшим.
Как уже сообщал AUTO-Consulting, с 1 мая нынешнего года стоимость полисов ОСАГО выросла примерно на 25%, а по некоторым данным – даже в полтора раза. Такой шаг связывали с тем, что МТСБУ планировало с 1 ноября 2015-го вдвое повысить лимиты компенсации по вреду, причиненному здоровью, до 200 тыс. грн, по материальному ущербу – до 100 тыс. грн. Инициатива вполне оправданная, так как из-за девальвации гривны многие ремонты уже не вписываются в прежние лимиты. Но в страховых компаниях в ноябре продолжают заключать договора максимум на 50 тыс. гривен.
Так повысились ли лимиты компенсации? - с этим вопросом AUTO-Consulting обратился в пресс-службу МТСБУ. Вот что нам ответили:
Моторное (транспортное) страховое бюро еще в 2014 году обратилось к Нацкомфинуслуг с предложением повысить страховые лимиты вдвое – до 100 000 гривен по имущественному ущербу, и до 200 000 гривен – за ущерб, причиненный жизни и здоровью.
В июле 2015 года Нацкомфинуслуг приняла решение о повышении страховых лимитов. Договора ОСАГО с учетом новых страховых сумм должны были начать заключаться с 1 ноября 2015 года. Но процесс согласования затянулся.
Государственная регуляторная служба Украины, по результатам проведенной экспертизы проекта соответствующего распоряжения Нацкомфинуслуг на соответствие требованиям Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» пришла к выводу о его несоответствии принципам государственной регуляторной политики.
С целью разрешения этого и других вопросов в ДРС недавно создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам небанковского рынка, в состав которой вошли представители Нацкомфинуслуг, Ассоциации «Страховой бизнес», Лиги страховых организаций Украины, Украинской Федерации Страхования и Национальной ассоциации кредитных союзов.
МТСБУ рассчитывает, что вопрос будет решен в ближайшее время. Так, после ряда проведенных многосторонних консультаций планируется повторное обращение Нацкомфинуслуг к Государственной регуляторной службе. В случае положительного решения вопроса, новые лимиты вступят в силу не раньше февраля 2016 года. О принятии такого решения будет сообщено дополнительно.
Нынешнее повышение лимитов — объективная необходимость. Более того, это предусмотрено программой Президента и соответствует требованиям Директивы 2009/103/ЕС Европарламента о необходимости существенного повышения лимитов ответственности по договорам ОСАГО. В частности, в случае ущерба, причиненного жизни и здоровью - 1 млн. евро на одного пострадавшего или 5 млн. евро на одно страховое событие независимо от количества пострадавших и в случае имущественного ущерба - 1 млн. евро на одно страховое событие независимо от количества пострадавших.
МТСБУ выступает за ежегодное увеличение страховых сумм минимум вдвое, что позволит в течение следующих 10 лет приблизить украинские стандарты к европейским в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности.
Также МТСБУ обратилось к Нацкомфинуслуг с предложением повысить лимиты страховых сумм по «европротоколу». Это утвержденная законом форма урегулирования ДТП с участием одного виновного в ДТП и потерпевшего, не требующая вызова ГАИ или полиции и предоставления решения суда о сумме ущерба. По сути, урегулированием ДТП занимаются виновный и потерпевший, заполняя форму «европротокола». В частности, сегодня действует лимит по «европротоколу» в 25 тыс. грн. Предлагается увеличить его вдвое - до 50 тыс. грн. Повышение лимита объясняется резким ростом стоимости импортируемых запчастей и ростом стоимости восстановительного ремонта автомобилей. В случае принятия решения в предложенном МТСБУ виде, количество выплат, осуществляющихся в рамках урегулирования по «европротоколу» вырастет более чем вдвое. Это ускорит процесс оформления ДТП, резко снизит необходимость вызова полиции для урегулирования ДТП, так как для оформления ДТП в рамках «европротокола» справка ГАИ не нужна. Кроме того, урегулирование страховых событий сократиться, так как не будет необходимости ожидать решение суда с определением сумы нанесенного ущерба, что занимает несколько месяцев.
По результатам 9 месяцев 2015 года в рамках «европротокола» было урегулировано 12,2% страховых событий на сумму в почти 50 млн. грн. За прошедший год количество урегулированных дел в рамках «европротокола» возросло на 24%, а сумма выплат на 40%. У МТСБУ и у Нацкомфинуслуг нет ни единой жалобы от потребителей о том, что компании отказывают потерпевшему в выплате по ДТП, урегулированному в рамках «европротокола».
Как видим, обещанное повышение лимитов компенсации произойдет не раньше февраля. в лучшем случае. Таким образом, фактически, автомобилистов обязали почти год платить за полисы больше, ничего не предлагая им взамен кроме обещаний.и повысили рентабельность страховых компаний
AUTO-Consulting не исключает, что страховикам может «понравится» такая растянутая во времени процедура: сначала повышаем стоимость полисов ОСАГО, а затем, со временем, если ничего не помешает увеличиваются лимиты.
Прямое урегулирование
К сожалению, очень медленными темпами идет и введение системы так называемого прямого урегулирования. Суть его в том, что в случае ДТП потерпевшему платит та страховая компания, в которой он приобрел полис ОСАГО. Такая практика поможет убрать с рынка ненадежные СК, и облегчит жизнь пострадавшим в ДТП. Ведь сегодня не редкость, когда по полису виновника ДТП отвечать некому. Он может быть просто фальшивым или принадлежать страховой компании, которая признана банкротом. В результате, потерпевший, который купил дорогой полис ОСАГО в надежной страховой компании, ничего от этого не выигрывает т.к. не имеет от этой надежной СК никакой поддержки и сам вынужден решать свои проблемы через суд с «левой» страховой компанией, полис которой купил виновник. Подобная практика подрывает доверие водителей к ОСАГО и, фактически, стимулирует покупку самых дешевых полисов. Многие так и делают
В пресс-службе МТСБУ AUTO-Consulting сообщили, что:
Президиум МТСБУ принял решение о запуске системы прямого урегулирования в «тестовом» режиме в рамках пилотного проекта. Такое решение было принято в связи с затягиванием процесса принятия новой редакции «Закона об ОСАГО», который должен создать законодательную базу для обязательного прямого урегулирования.
Участие в пилотном проекте по прямому урегулированию будет добровольным для страховых компаний. По предварительным оценкам свое желание принять участие в проекте уже выразили 15 страховых компаний, рыночная доля которых составляет около 60% договоров ОСАГО. Добровольное участие в проекте небольшого количества страховых компаний позволит провести апробацию механизма прямого урегулирования и, при необходимости, усовершенствовать его до момента принятия изменений в законодательство в сфере ОСАГО. Запуск пилотного проекта позволит потребителям страховых услуг на практике убедиться в преимуществах прямого урегулирования убытков по договорам ОСАГО.
Важным моментом для клиента есть возможность выбора страховщика, который будет регулировать страховое событие. То есть, даже если обе страховые компании - и потерпевшего и виновника ДТП являются участниками соглашения о прямом урегулировании, потерпевший может обращаться как к своему страховщику, так и к страховщику виновника. Детальный механизм прямого урегулирования изображен на Рисунке 1.
Дальнейшие взаиморасчеты между страховщиками будут проходить по т.н. «Бельгийской модели». Все убытки планируется разделить на три класса - до 50 тыс.грн., от 50 до 100 тыс.грн., более 100 тыс.грн. Взаиморасчеты в рамках первого класса будут проводиться по средней сумме выплаты, во втором классе - по фактически выплаченной сумме ущерба. Убытки, которые будут принадлежать к третьему классу (более 100 тыс.грн) будут возмещаться в рамках соглашения о прямом урегулировании, и будут урегулироваться в общем порядке, то есть страховщиком виновника в ДТП.
Запуск пилотного проекта запланировано на весну 2016 года, реализация которого принесет на украинский рынок лучшие европейские практики урегулирования страховых событий и позволит существенно сократить сроки урегулирования страховых случаев и улучшить сервис для клиентов.
Механизм прямого урегулирования убытков в Украине
Что касается продажи фальшивых полисов ОСАГО, в пресс-службе МТСБУ AUTO-Consulting сообщили следующее:
МТСБУ ведет постоянную работу в части выявления фальшивых бланков договоров ОСАГО. В частности, на постоянной основе осуществляется контрольная закупка полисов с целью
- определить личность, которая заключает договора, не имея на то права;
- зафиксировать факты демпинга;
- выявить фальшивые бланки договоров ОСАГО
После анализа собранной информации, данные передаются в соответствующие правоохранительные органы. Расследование этих дел ведется в рамках 16 уголовных производств, которые открыты в результате проверок МТСБУ в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, - резюмировали в пресс-службе МТСБУ.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.