Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы: Авто новости от AUTO-Consulting - Днепр

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новости Автопродажа. Автосалоны Статистика автопродаж Растаможка авто Работа в автобизнесе Продажа/аренда автобизнеса Автомобильный форум
Поиск по новостям

Расширенный поиск
Разделы
Главная
Новости
 Рынок автомобилей
 Акции в автосалонах
 Тест-драйвы
 Статистика автопродаж
 Рынок автобусов
 Рынок грузовиков
 Военная техника new
 Производство автомобилей
 Законодательство
 Автобизнес LIFE
 Дилерская сеть
 Кредиты/лизинг/страхование
 Сельхозтехника
 Авто-электроника
 Рынок запчастей
 Рынок шин
 Мототехника
Виртуальный автосалон
 Продать авто
 Советы владельцам авто
Подписка на новости


• Новости по теме: Днепр
• Появилось видео самого первого киевского мотоцикла с именем Днепр
• Филиал "Укрпочты" в Днепре получил новенькие Citroen
• Каким мог быть киевский мотоцикл Днепр после К-750
• Автопарк полиции Днепра пополнили микроавтобусы Ford Transit
• Днепр закупит 50 новых троллейбусов в 2018 г
• Появились фото необычного концепта мотоцикла КМЗ Днепр
• Тест-драйв мотоцикла Днепр Винтаж: Финальный отсчёт
• Украинский мотоцикл Днепр смог проехать на мировой рекорд скорости, опередив Harley-Davisdon
• В Днепре прошел третий этап Kia Драйв Тур 2017
• Украинский мотоцикл Днепр попробует установить рекорд скорости в США
Еще по Днепр...
Новости от AUTO-Consulting
Все новости по теме - Украина

Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Автобизнес LIFE | Опубликовано - 2017-05-09 10:35:11 (5354 раз прочитано)
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы - ДнепрAUTO-Consulting уже рассказывал об автомобилях, которые вынесли все тяготы Великой Отечественной войны. Но Красная Армия воевала и на мотоциклах. Сегодня наш рассказ о мотоциклах-солдатах, об их создателях и появлении новых заводов.
Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться через леса. К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу.

Автомобили Великой Победы. Малоизвестные факты



Автомобили времен Великой Отечественной войны были замечены в Киеве

Автомобили времен Великой отечественной войны опять оказались в строю

Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем автоматным огнем. Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами).



Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R75, BMW R71 и Zundapp КS750. Одиночные мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.





В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адьютанты и редко когда офицеры. И только после оккупации Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотопехотные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.



Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600.



Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов "Днепр" и "Урал" в СССР тогда еще не было. а ВМW же только за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 - 18 635 шт.



А до войны 1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте.



Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.



По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.



Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве , Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.



Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха.



Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!





И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже 7430 мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).



К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук.



Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.

Ленд-лиз



Но стоит отметить, что куда более весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по лtнд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.



Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20. Все они были поставлены без колясок.



Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт.. В армии он получил прозвище "Валуй".



Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, но были все же надежнее М-72, хотя и не такие практичные в эксплуатации.



Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА как вспомогательный транспорт.

М-72



Мотоцикл М-72 отличался рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.



М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.



Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают реплики легендарного М-72.

Киевские мотоциклы М-72



Как уже писал AUTO-Consulting, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.



Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь после этого года разрешили их продажу населению.



Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же было. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 в Шевченковском районе города Киева был организован мотоциклетный завод, он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.



Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской.

Автомобили Великой Победы. Малоизвестные факты

P.S. В 2017 году на фестивале OldCarLand была представлена финальная линейка мотоциклов Dnepr Vintage, которая завершает историю киевских мотоциклов с коляской, начавшуюся еще с М-72. Limited Edition партия Dnepr Vintage была собрана уже не на мотозаводе, а на KMZ Dnepr Motorcycles в сотрудничестве с AUTO-Consulting Design, из последних комплектов заводских деталей. Как отмечают авторы проекта Dnepr Vintage: киевские мотоциклы заслужили, чтобы их выпуск был завершен специальной серией и качественной техникой. Именно это и было целью проекта Dnepr Vintage.





С Днем Победы!

Тест-драйв мотоцикла КМЗ Днепр-16. Был ли шанс выжить у Киевского мотозавода?
FaceBook     Twitter     Telegram   Подпишись на канал в Telegram


Подпишись на новости по почте
Новости по теме - Украина Все новости по теме Автобизнес LIFE


Интересное по теме...
• В Киеве пройдет Международный салон авто на «еврономерах»
• История успеха "Новой Почты" начиналась со "Славуты"
• Автомобилисты сами решили помогать владельцам мексиканских Volkswagen Golf в Украине и обратились к Volkswagen
• Путин на КАМАЗе открыл Крымский мост
• Храм скорости: Почему нужно хотя бы раз побывать в Ferrari World Park
• 10 причин провести выходные на New Cars Fest 2018
• Глава "Укравтодора" увидел угрозу в электромобилях
• Группа компаний АИС заявляет о рисках возможного рейдерского захвата
• Закат выставочной эпохи: Автосалон в Париже проигнорируют уже 15 автопроизводителей
• Honda Urban EV получила премию Car Design Award 2018
• «Тренировка со звездой»: лучшие продавцы SKODA сыграли с футболистами «Динамо»
• Случится ли большая инфраструктурная революция? Что подразумевает Национальная транспортная стратегия
• Группа компаний АИС поддерживает налоговую амнистию и законодательное урегулирование автомобилей на еврономерах
• Mercedes-Benz также может поразить "дизельгейт"
• Группа компаний АИС завершила реструктуризацию долговых обязательств перед украинскими банками
Главные новости
• Глава ГФС: Закон об авто на еврономерах будут голосовать уже на этой неделе
• В Украине решили возобновить проведение автосалона SIA. Объявлены даты
• Geely Auto расширяет свое присутствие в Европе
• В Германии арестован глава Audi по делу о «дизельгейте»
• Как власти решили поступить с "еврономерами". Новые ставки по акцизам и новые правила ввоза
• В Ле Мане дебютировала BMW 8 серии
• Смогут ли украинские владельцы электромобилей Nissan Leaf заменить батареи по льготной цене
• Тест-драйв Mitsubishi Eclipse Cross: меню из трех блюд
• Мощности украинского автопрома загружены лишь на 1,5%
• BMW рассекретила купе 8 серии
• Покупатели Citroen получают сигнализацию в подарок
• На 22 улицах в Киеве разрешат ездить со скоростью 80 км\ч. Список
• В Украине появился новый автомобильный бренд Haval. Что это за автомобили?
• К эвакуаторам готовы: Киевские власти опубликовали карту парковок, где можно будет оставить авто в центре города
• Peugeot 3008 и Peugeot 5008 доступны в кредит под 0,01%* сроком на 3 года
• На Hyundai Accent Classic и New Accent стартовало летнее снижение цен
• Volkswagen заплатит в Германии штраф миллиард евро из-за «дизельгейта»
• В чем преимущества оригинальных масел Toyota
• В Украине появился еще один производитель автокранов
• Kia Sportage предлагается с выгодой до 2 000 Евро
Все новости...
Заводы, где делают
Ваши машины
Украинский авторынок за 100 лет
ЗАЗ 2009 г., Как делают ZAZ Forza 2011 г., ЗАЗ 2017 г.
Богдан (Черкассы), 2009,2013 год
Богдан JAC
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкасский Автобус 2003, 2016 год
КрАСЗ
ЛАЗ 2015
Еврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Киевский мотозавод 2015
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 год
FORD Otosan
MAN & Neoplan Турция
IVECO
MAN
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Счетчики


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Отзывы в форуме о Днепр
• Развод, алименты в Днепропетровской области
• Составление договоров в Днепропетровской области
• Регистрация ФЛП, ООО, ЧП (ФОП, ТОВ, ПП) в Днепропетровской области
• Юридическая консультация адвоката по телефону в Днепропетровской области
• Юридические консультации адвоката по телефону в Днепре
• Косметолог в Днепропетровске
• Ресторан в Днепропетровске
• Шиномонтаж в Днепре
• Шлакоблок в Днепропетровске
• Нужна квартира в Днепре

Свежие объявления о продаже авто
• Peugeot 308 2010 8800$
• Citroen c-3 2003 4300$
• ??? 1102 2002 1400$
• ??? Vida Cargo 2017 274300Грн.
• ??? Lanos Cargo 2017 254800Грн.
• ????? 65115 2017 1948760Грн.
• Volkswagen EOS 2006 9900$
• Acura RDX 2007 9700$
• Audi 80 1988 1100$
• Honda CR-V 2018 43000$
• Volvo 440 1989 1450$
• Skoda Superb 2007 8400$
• Skoda Superb 2007 8400$
• Ford c-max 2018 6000$
• Chevrolet Aveo 2007 4200$
Скидки у дилеров
Продать авто
 
Связь
Тел.: +38 044 496 28 50 / 51 / 52
Пишите нам >>>
Сделать стартовой | В избранное
Экспорт новостей |
Реклама на сайте
Распечатка, сохранение, перевод на другой язык или носитель материалов, опубликованных в новостях AUTO-Consulting, допускаются только для личного использования. Другое использование материалов (в том числе, частичная либо полная публикация) допускается только с разрешения ИАГ AUTO-Consulting. Использование материалов www.autoconsulting.com.ua, допускается при наличии гиперссылки на www.autoconsulting.com.ua.