Российский рынок
Малый класс
В сегменте автобусов малого класса самой яркой новинкой МИМС-2002 стал украинский «Богдан» А091 в исполнении для маршрутных перевозок.
Дебют в Москве малых городских автобусов А091 прошел «на ура». Российские заказчики были удивлены столь выгодным ценовым предложением украинского автобуса. Так, в Москве маршрутный «Богдан» А091 был заявлен по цене $27000. Учитывая, что данная модель выполнена на шасси Isuzu и имеет высокий ресурс до капитального ремонта, такая цена может позволить «Черкасскому автобусу» развернуться и на российском рынке.
На пользу украинскому автобусу и его технические характеристики. Так, при длине 7205 мм он имеет пассажировместимость 50 человек и две автоматические двери.
«Черкасский автобус» представил в Москве и туристический вариант «Богдана» А091.1 на 24 места, оснащенный кондиционером и видиосистемой.
В секторе российского малого класса наиболее весомые позиции имеет ПАЗ, который предлагает на рынок несколько модификаций своей базовой модели ПАЗ-3205. Однако, в маршрутном исполнении «ПАЗик» не столь удобен, из-за высокого пола салона, хотя и обладает пассажировместимостью 42 чел. На руку ПАЗу играет и его цена $11250. На сегодняшний день ПАЗ-32051 – самое дешевое предложение на рынке.
ПАЗ сегодня представлен практически во всех нишах малого класса: маршрутные, пригородные, школьные, туристические. Однако самые устойчивые позиции у ПАЗа в сегменте пригородных и маршрутных машин.
Кстати, на МИМС-2002 было окончательно объявлена стратегия холдинга «РусПромАвто» в отношении автобусных заводов. Каждый будет производить только свой сегмент машин. Удел ПАЗа – только автобусы малого класса, а производство «Авторы» будет сосредоточено на КАВЗе. Свернута и программа по выпуску городских автобусов ПАЗ-5272 на КАМАЗовских шасси. Теперь, только ПАЗики.
Российский производитель – КАВЗ, представлен в малом классе пригородными моделями КАВЗ-3976 ($9000), спрос на которые понемногу снижается. В сегменте маршрутных «малышей» КАВЗ имеет модель КАВЗ-3244 ($13125)
пассажировместимостью 22-29 чел, которая имеет внешность Зиловского «Бычка» и так и не получила широкого распространения.
КАВЗ пытался втиснуться и в сектор туристических автобусов малого класса, за счет модели КАВЗ-32521, оснащенной комфортабельным салоном, но решение руководство «РусПромАвто» предопределило для него другой сектор рынка. Отныне удел КАВЗа – средний класс: автобусы «Аврора» и КАВЗ-39765 (удлиненные капотные КАВЗ-3976).
Еще один мощный игрок на российском рынке малых автобусов – ЗИЛ, сегодня переживает не лучшие времена. Тем не менее, ЗИЛ представлен во всех сегментах малого класса: маршрутные, пригородные, школьные, специальные и туристические модели. Базовая модель ЗИЛ-32500 имеет 22 места для сидения. Существуют модификации с пассажировместимостью от 9 до 25 мест.
Последние разработки ЗИЛа направлены для вхождения в сегмент комфортабельных туристических моделей. Так, ЗИЛ-32500R-Lux оснащен дизелем Renault (136 л.с.), АБС, кондиционером, тонированными стеклами и т.д.
Среди иностранных компаний, на российском рынке наиболее активную позицию в малом классе занимает Hyundai. На удивление, продажи корейских автобусов Country внушают определенный оптимизм. Так, существуют версии на 15, 16 и 25 пассажиромест.
Отметим, что на российском рынке также присутствуют турецкие автобусы Otoyol и Isuzu Torquise.
Средний класс
В сегменте автобусов среднего класса на российском рынке наиболее активную позицию занимает ЛАЗ. До недавнего времени основную часть продаж в этом классе для ЛАЗа обеспечивали модели ЛАЗ-695 с дизельным и бензиновым двигателем. Однако в июне 2002 года выпуск данных автобусов во Львове прекращен и будет передан на Днепродзержинский авторемонтный завод. Теперь, ЛАЗ продвигает на российский рынок модель А1414, пассажировместимостью 66 чел (39 сидений) - $37000. Этот автобус может иметь как салон с мягкими сиденьями, так и стандартную комплектацию. Сейчас ЛАЗ активно модернизирует свои модели, в частности, на МИМС-2002 ЛАЗ-1414 был оборудован кондиционером, вклеенными тонированными стеклами и салоном повышенной комфортности.
На пресс-конференции в Москве, Председатель Правления ОАО «ЛАЗ» Юрий Сорокин сообщил, что новая команда полностью упразднила все бартерные схемы поставок комплектующих на завод, что позволило снизить стоимость закупок до 20%. Высвобожденные средства направляются на закупку лучших европейских комплектующих и модернизацию производства. Инвестиции в производство составили $3,5 млн.
В среднем классе на российском рынке представлены также модели КАВЗ-39765 (удлиненный капотник 3976) пассажировместимостью 28 мест, используемый для пригородных перевозок ($10000).
Основной автобус в среднем классе российского производства является ПАЗ-4230 «Аврора», производство которого передано на КАВЗ. «Аврора» имеет несколько вариантов исполнения: для пригородных, междугородних и туристических маршрутов, существует также и упрощенная ее версия. Самый дешевый ПАЗ-4230 «Аврора» с минским дизелем Д-245.9 и вместимостью 32 пассажира, имеет стоимость - $25000. Более дорогие версии потянут уже на все $32000.
Среди других моделей среднего класса на российском рынке в туристическом сегменте представлен ГолАЗ с моделью 4244, базируещейся на шасси Daewoo-Avia и стоимостью $36000 и ряд моделей Irarus, Karosa, MAN, чьи цены не позволяют им получить широкое распространение.
Другое дело междугородний ЛАЗ-42078 соимостью $48000 и пассажировместимостью 39 человек. На МИМС-2002 ЛАЗ представил автобус 42078 с двигателем ЯМЗ-236А, работающем по газодизельному циклу. В результате, стандартный ЯМЗ удалось «вписать» в нормы Евро-2, что является на сегодня наилучшим решением для достижения экологических стандартов в СНГ. Кроме того, ЛАЗ-42078 оборудуют кондиционером, вклеенными и тонированными стеклами, мягким салоном повышенной комфортности.
Городские автобусы
Этот сегмент российского рынка является наиболее лакомым куском для всех производителей. Итак, что же нового было представлено в этом сегменте на МИМС-2002.
Львовский автобусный завод показал две модели: ЛАЗ-52528 и «гармошку» ЛАЗ А291. Обе модели были укомплектованы панорамными лобовыми стеклами, стеклянными дверями, пониженными ступеньками. Также, львовские автобусы оснащаются вклеенными стеклами. Стоимость городского ЛАЗ-52528 с двигателем ЯМЗ-236 (230 л.с.), АБС, задним мостом RABA, отопителем WEBASTO и пассажировместимостью 97 человек - $55000.
«Гармошка» ЛАЗ А291 может перевозить до 250 пассажиров.
Наиболее массовым автобусом российского производства является ЛиАЗ-5256, вместимостью 117 человек. В зависимости от комплектации ЛиАЗ-5256 стоит $51000-58000, притом в комплектации близкой к ЛАЗ-52528 ликинский автобус потянет на все $58000.
Еще одним мощным игроком на автобусном рынке России является белорусский АМАЗ, который предлагает городские автобусы МАЗ-103, МАЗ-104 и «гармошку» МАЗ-105. В зависимости от исполнения автобусы МАЗ могут перевозить от 100 до 190 пассажиров. Стоимость их в России значительно выше, чем ЛАЗов и ЛиАЗов.
В последнее время на рынке городских автобусов активизировался и КАМАЗ, вернее его подконтрольное предприятие НефАЗ.
КАМАЗ специально стал выпускать автобусные шасси 5297 для комплектации автобусных производств. Представленный на выставке НЕФАЗ-5299, отличался от прежних нефтекамских автобусов более современным дизайном и «арктическим» исполнением. Пассажировместимость – 82 чел. Заметим, что НЕФАЗ, выпускавший ранее только самосвалы и спецтехнику, начал преуспевать в автобусном производстве. КАМАЗ также прилагает усилия к модернизации НЕФАЗа. Цель данного консорциума ясна – выйти на рынок автобусов и тем самым увеличить сбыт КАМАЗовских шасси.
В Набережных Челнах пытались наладить поставку шасси и на ПАЗ, для производства городских автобусов, но судьба данного альянса, по всей видимости, будет не самой удачной. Решением Холдинга «РусПромАвто», ПАЗ будет выпускать только автобусы малого класса. Городские машины – прерогатива только ЛИАЗа. В этой ситуации закупать шасси у КАМАЗа вроде бы как и незачем. По этой причине, главная надежда у КАМАЗа только на собственный НЕФАЗ.
Заявил о своих претензиях на российский рынок городских автобусов и концерн «Укрпроминвест», который привез в «белокаменную» новейший городской автобус среднего класса «Богдан» А 144 пассажировместимостью 80 чел.
Проект «Богдан» А 144 представляет из себя семейство автобусов, построенных на шасси Isuzu, в гамме которого будут городские, пригородные и междугородние автобусы.
Как и малый автобус «Богдан» А 091, его «старший брат» «Богдан» А 144, был разработан в «Укравтобуспроме» (г. Львов) по заказу концерна «Укрпроминвест». С 2002 года А144 будет производиться на АО «Черкасский автобус».
Семейство автобусов А144 предполагает 2 разновидности кузовов. Первая, с уровнем пола 610 мм и одной ступенькой, предназначена для комплектации 3-дверных городских и пригородних автобусов. Вторая, с высоким полом до 1080 мм и багажным отсеком 5-6,5 м3 – предназначена для междугородних версий.
Модель А144 адоптирована под установку широкого ряда современных двигателей: Cummins, Isuzu, Deutz, Caterpillar, MAN, ЯМЗ и ММЗ. По всей видимости, базовым будет двигатель Isuzu6HH1S мощностью 200 л.с., агрегатированный с механической КПП Isuzu. Задний мост также будет устанавливаться японской фирмы. Среди инноваций отметим систему тормозов с АБС.
«Богдан» А144 имеет длину 9500 мм, три автоматические двери и способен перевозить 80 пассажиров. Число сидячих мет в салоне – 31.Показательно, что новый автобус имеет высоту пола около 600 мм, что значительно облегчает посадку в салон.
На «Мотор Шоу 2002» был представлен самый первый образец, в упрощенной комплектации. По словам представителя «Укравтобуспрома», стоимость такого автобуса составит около $42000.
Кроме украинцев, большие виды на рынок России имеют и шведы, которые открыли в Санкт-Петербурге завод по сборке городских автобусов Scania. Интерес к шведским автобусам в России есть, тем не менее производственная программа на ближайший год невелика – около 100 машин. Тем не менее, Scania продвигает свои технологии в Россию не только с помощью готовых автобусов. Так, Scania и «Волжанин» подписали договор о поставке «Волжскому автобусному производству» 20 шасси Scania. На базе этих шасси будут созданы 15-метровые городские автобусы «Волжанин» и поставлены в Волгоградскую область. Таким образом Scania разворачивает атаку на автобусный рынок как с помощью готовых автобусов российской сборки, так и посредством поставки шасси.
Среди прочих российских производителей, следует отметить Мичуринский завод, которому удалось освоить выпуск собственных автобусов МАРЗ-5277 вместимостью 88-111 пассажиров. Показательно, что МАРЗ не только самостоятельно выпускает несколько модификаций автобусов, но и организовал автосборочное производство своих машин в Красноярске.
Комплектация МАРЗов достаточно стандартна, двигатель ЯМЗ-236НЕ, коробка передач –ЯМЗ. Тем не менее, «мичуринцы» преуспели и сейчас осваивают производство еще одной модели автобуса, вместимостью 120 чел.
Хотелось также отметить постоянный интерес к российскому рынку со стороны Ikarus и Karosa. Например, Ikarus предлагает на этом рынке свои упрощенные модели Ikarus C63, С80 вместимостью 111-151 человек. По сути, это давно известные автобусы «200»-й серии, которые венгры предлагают, чтобы остаться конкурентноспособными на российском рынке.
Позиции западноевропейских компаний в России, особенно в сегменте городских машин, успешными назвать нельзя. Дальше всех в этом отношении продвинулась только Scania, которая пошла на организацию сборки своих автобусов в России.
Междугородние и Туристические автобусы
Этот сегмент российского рынка полностью охвачен иностранными компаниями. Если автобусы топ-класса поставляют Западноевропейцы: Setra, Volvo, MAN, EvoBUS, Neoplan, Scania-Irizar, то машины попроще удит в Россию из Кореи (Hyundai AeroExpress), Венгрии (Ikarus) и Чехии (Karosa).
На эту часть российского рынка претендуют белорусский АМАЗ, с моделью МАЗ-152 и отчасти украинский ЛАЗ-52078. Последний является самым дешевым предложением на российском рынке, при цене $55000. За эти деньги потребитель получит 47-местную модель, оснащенную двигателем ЯМЗ-236 (230 л.с.), тонированными стеклами с отопителем WEBASTO. Все остальные опции нужно дозаказывать.
У холдинга «Руспромавто» была идея организовать выпуск междугородней модели автобуса SlovBus по цене около $100000, но от нее вовремя отказались. В первую очередь по причине малоизвестности данной марки.
Фактически, производство комфортабельных междугородних автобусов в России присутствует только лишь на предприятии «Волжанин», где выпускают в небольших количествах модели, оснащенные двигателями МАN, мостами Raba, кондиционерами, видеосистемами, биотуалетами и прочими обязательными атрибутами роскошных автобусов.
Ожидается, что в скором времени, проект муждугороднего автобуса освоят и на предприятии холдинга «РусПромАвто», скорее всего это будет ГолАЗ. Львовский автозавод в декабре покажет полутораэтажный автобус топ-класса, оснащенный двигателем и мостами Raba. По словам Председателя Правления ОАО «ЛАЗ» Юрия Сорокина, стоимость этого автобуса составит $85000 в базовой комплектации. Если это произойдет, то ЛАЗ и в топ-классе будет иметь лучшее предложение на российском рынке.
Перспективы
Наиболее перспективным для Российского рынка является сегмент 15-метровых 3-осных городских автобусов. При незначительном удорожании, по сравнению с 2-осными моделями, 15-метровые автобусы перевозят почти 150 пассажиров, лишь немногим уступая «гармошкам» (180-200). Вопрос цены, остается для России наиболее важным, поэтому данный сегмент рынка представляется перспективным в ближайшие 2-5 лет. Городские власти, проводя тендеры, наверняка будут отдавать предпочтения 15-метровым машинам.
На сегодняшний день 15-метровые автобусы в своем арсенале имеет только «Волжанин» и АМАЗ (МАЗ-107 цена $110 тыс.). «Волжанин» подписал соглашение со Scania на поставку шасси для постройки подобных машин, а МАЗ освоил 3-осный автобус собственными силами и готов комплектовать его любыми двигателями.
О разработке 15-метрового автобуса сообщил в Москве и Юрий Сорокин, обозначив, что такая машина будет у ЛАЗа в 2003 году. Кроме того, 3-осный автобус будет и в гамме «Богданов» нового семейства А144, равно как и туристический вариант.
Пока молчат о 15-метровом автобусе в «Руспромавто», что дает шанс украинским производителям вовремя занять эту нишу и развернуть массовые продажи. Если…
Инф. "AUTO-Consulting"
|