3 января 2005 года исполняется 25 лет со дня начала выпуска на главном конвейере ОАО ''АВТОВАЗ''
модели LADA 2105. В какой-то степени с этого автомобиля начался очередной этап развития
модельного ряда АВТОВАЗа. Их значение для всех последующих вазовских моделей невозможно
переоценить.
Когда LADA 2105 только готовилась к серийному производству, началась работа над проектом LADA
SAMARA. Первый опытный образец автомобиля нового, переднеприводного семейства был собран
31 декабря 1979 года, буквально за считанные дни до начала выпуска на главном конвейере LADA
2105. Некоторые решения, успешно примененные в дальнейшем на LADA SAMARA и других
семействах, были опробованы на той ''классике''. Например, в двигателе ''2105'' на приводе
распределительного вала вместо цепи был использован плоскозубчатый ремень. Так же LADA 2105
стала первой вазовской моделью, на которой появилась блок-фара. В дальнейшем эту конструкцию
светотехники получили все последующие автомобили LADA. Также появились цельноформованные
обивки дверей и потолка. Все эти позиции до того времени не были освоены предприятиями
отечественного автопрома. А LADA 2105 и другие автомобили ее семейства дали многим
новаторским разработкам ''путевку в жизнь''. Таким образом, с появлением на главном конвейере
АВТОВАЗа модели LADA 2105 потребители получили обновленные автомобили классической
компоновки, востребованнные рынком тогда и сохраняющие популярность сегодня, а также был
сделан шаг к освоению в серийном производстве новых технологий и материалов для других моделей.
LADA 2105 стала базовым автомобилем для других транспортных средств. ЗАО ''ВАЗИНТЕРСЕРВИС''
выпускает пикапы с использованием узлов и агрегатов этой модели. LADA 2105 оснащалась и
дизельными двигателями. Всего же за четверть века на главном конвейере ОАО ''АВТОВАЗ'' было
выпущено почти 2 миллиона автомобилей модели LADA 2105.
Родоначальницей семейства LADA SAMARA , стала ВАЗ-2108,
которая в декабре 2004 года отмечает свое двадцатилетие. 18 декабря 1984-го с главного конвейера
АВТОВАЗа сошел первый автомобиль ВАЗ-2108. В свое время появление этой модели стало таким же
прорывом в отечественном автостроении, каким называют и выпуск первых автомобилей LADA, и
начало производства LADA KALINA.
ВАЗ-2108 - первый серийный отечественный автомобиль с приводом на переднюю ось.
Переднеприводные автомобили LADA отличаются от своих предшественников как конструкцией,
компоновкой, так и внешним видом. Семейство SAMARA имеет узнаваемую клинообразную форму
кузова с большими углами наклона переднего и заднего стекол. Наружная поверхность пластмассовых
бамперов и фар вписывается в формообразующую поверхность кузова; все это придает автомобилям
лучшую аэродинамическую форму и снижает коэффициент лобового сопротивления.
Практически все узлы автомобилей семейства LADA SAMARA были разработаны заново, и степень
унификации с заднеприводными моделями весьма незначительна. Прежде всего, для нового
семейства был создан собственный двигатель, специально разработанный для поперечного
расположения, для чего максимально уменьшена его длина. Трансмиссия автомобилей семейства
LADA SAMARA проста, компактна и надежна. В модели применена передняя подвеска типа
''Макферсон'', которая имеет меньшую массу, больший ход колес и более эластична. Вкупе с
поперечным расположением двигателя и подвеской ''Макферсон'' использовано рулевое управление
реечного типа - компактное и простое по конструкции.
С целью снижения массы в конструкции узлов широко использованы пластмассы. Радиатор и многие
детали двигателя и коробки передач были изготовлены из алюминиевых сплавов, что также
позволило уменьшить массу двигателя и автомобиля в целом. Кроме того, при создании автомобилей
семейства LADA SAMARA была существенно снижена трудоемкость технического обслуживания.
Многие узлы выполнены либо необслуживаемыми, либо саморегулирующимися.
При проектировании автомобилей семейства LADA SAMARA большое внимание было уделено
вопросам безопасности, как пассивной, так и активной. Помимо применения привода передних колес,
который сам по себе повышает безопасность управления автомобилем, в конструкции заложен еще
целый комплекс технических решений. Это и эффективные тормоза новой конструкции, и большая
площадь остекления, и безбликовое стекло комбинации приборов. Среди элементов пассивной
безопасности - энергоемкие бамперы, мягкая облицовка панели приборов, травмобезопасное рулевое
колесо и многое другое.
При создании автомобилей семейства LADA SAMARA, при доводке их конструкции совместно с
фирмой ''Порше'' вазовские специалисты получили бесценный опыт. Он был использован при
разработке автомобилей LADA OKA и LADA 110. Кроме того, автомобили LADA SAMARA стали
объектом для отработки новых технологий и узлов. Так, именно на модели ВАЗ-2109 десять лет назад
впервые на АВТОВАЗе были установлены электронные системы управления двигателями.
Не зря автомобили LADA SAMARA называют ''истребителями''. Эти машины стали автомобилями
спортсменов и излюбленными объектами ''спортивного'' тюнинга. И на спортивной трассе, и на
ночных автодромах стритрейсеров можно встретить эти автомобили.
Но, конечно, семейство LADA SAMARA любит не только эта категория автолюбителей. Поэтому на
АВТОВАЗе было принято решение о рестайлинге этих моделей. Обновление моделей закончилось
осенью 2004 года, а выпуск автомобилей LADA SAMARA продолжается на предприятиях внешней
сборки.
Сегодня на главном конвейере АВТОВАЗа семейство LADA SAMARA выпускается в трех вариантах
кузова: трехдверный и пятидверный хэтчбеки, и четырехдверный седан. Все они получили новые
потребительские качества, новый дизайн, двигатели, выполняющие в базе экологические требования
стандарта ''Евро-2''. Любопытный момент: при обновлении семейства сначала планировалось
прекратить выпуск трехдверного хэтчбека, с которого, собственно, семейство и начиналось. Однако
автолюбители и маркетологи АВТОВАЗа воспротестовали. Спрос на этот уникальный трехдверный
''истребитель'' - автомобиль спортсменов, молодежи и вообще всех людей, ведущих активный образ
жизни - сохранился и спустя 20 лет.
Интересно, сколько он еще продержится на конвейере в модификации ВАЗ-2113?
P.S.В автопарке AUTO-Consulting также были юбиляры с энблемой ВАЗа. Последний из них (ВАЗ-2105) покинул редакцию в 2003 году. Пока мы об этом не сожалели.
|