Напомним, что сейчас в распоряжении «УкрАвто» находится 84,31% акций польского предприятия. Кроме самого завода FSO (Fabryka samochodow osobowych) в Варшаве, «УкрАвто» получила влияние и еще над 13-ю предприятиями-смежниками. Наиболее интересным, на наш взгляд, является компания «Nysa Motor» - производитель коммерческих автомобилей. Фактически, это отдельный автозавод мощностью 40 тыс. авто в год со своим цехом сварки, окраски и сборки. Автомобили Nysa хорошо известны в бывшем СССР, и их до сих пор их можно встретить на улицах. «УкрАвто» совсем недавно смогла вернуть контроль над Nysa Motor и сейчас идет аудит его мощностей.
Другие 12 предприятий-смежников – это вполне современные производители комплектующих (оптика, баки, детали подвески, пластиковые элементы, ремни безопасности, приборы и т.п.), которые создавались под СП «Daewoo-FSO» с участием корейских технологий.
История взлетов и падений FSO
FSO – это предприятие с большим традициями. Первый автомобиль марки FSO сошел с конвейера в 1951 году. Это был Warsawa M20 – лицензионная ГАЗ М20 «Победа». В дальнейшем FSO развивалось самостоятельным путем, модернизируя «старушку» «Победу», а также создавая собственные модели. В 1968 году FSO совместно с FIAT начинает выпуск модели FIAT-125 (очень напоминает ВАЗ-2103). В 1978 году был выпущен уже самостоятельный автомобиль Polonez, который с небольшими модернизациями, продержался на конвейере до конца 90-х.
В 1996 году было создано СП с Daewoo. С этого периода начинается масштабная реконструкция предприятия, фактически было заменено большинство оборудования. В 1999 году СП «Daewoo-FSO» выходит на пиковые объемы производства 197 тыс. авто в год. Завод выпускает Daewoo Matiz, Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, ведут крупноузловую сборку остальных моделей Daewoo и SsangYong. Корейские инвесторы не только инвестируют сотни миллионов долларов в производство, но и создают вокруг предприятия современных производителей комплектующих.
В 2000 году начинаются сложности. Daewoo был объявлен банкротом, и инвестиции прекратились. Польша вступает в Евросоюз, после чего в страну хлынул поток подержанных автомобилей, которые буквально уничтожили внутренний рынок. Только за последние два года в Польшу импортировано свыше 2, 4 млн. подержанных авто, а в 2005 году FSO с большим трудом смог продать на внутреннем рынке всего 600 автомобилей. После 2000-го года начинает возрастать роль Украины для FSO. «УкрАвто» с каждым годом наращивает закупки Lanos в Польше. Параллельно Польское Правительство ищет инвестора для FSO. В 2005 году FSO отправляет уже 95% всей продукции в Украину, а «УкрАвто» удается убедить Правительство, что лучшего инвестора для FSO не найти. В июне 2005 года «УкрАвто» получает окончательный контроль над FSO.
FSO сейчас
Что же представляет из себя FSO сейчас? На этот вопрос мы и хотели получить ответ во время нашего посещения завода. FSO находится почти в центре Варшавы и занимает территорию 100 га. Всего здесь работает 2227 человек, получая в среднем 900 евро в месяц. На ухоженной территории компактно расположены цеха, модернизированные с помощью корейцев.
Прессовый цех
Общая площадь 37 тыс. м2. Был построен в 1994 году и модернизирован в 1997 году. Всего здесь 11 прессовых линий (около 70 различных прессов). В этом цеху штампуют все кузовные панели для украинских Lanos/Sens. Заготовки формируют на месте из металла, поступающего из стран Евросоюза. Возить металл из зоны СНГ получается дороже.
Польский завод использует систему работы с поставщиками практически «с колес», то есть на предприятии хранится только оперативный запас материалов – так эффективнее и проще работать.
Штампы для производства кузовных панелей Lanos в Польшу привезли еще корейцы. По словам вице-президента FSO по техническим вопросам Юрия Плечуна (наши читатели его могут помнить по работе на «АвтоЗАЗе») свой ресурс штампы отработали на 30%. Lanos здесь намерены штамповать до июня 2009 года как минимум (срок действия лицензионного соглашения).
Цех сварки
Общая площадь 59 тыс. м2. Большинство оборудования было сюда поставлено в 1999 году. Фактически здесь три линии сварки (для Lanos, Nubira и Matiz). Большинство операций производится вручную на 493 подвесных аппаратах, хотя ответственные операции выполняются на 25 роботах. Мощность этого цеха – 180 тыс. авто в год.
Есть также участки завальцовки (9 машин), где завальцовуют двери, капот и т.п. Контроль геометрии выполняется как на самих стапелях, так и в отдельной лаборатории, куда выборочно поставляют готовый кузов.
В цехе сварки к каждому автомобилю крепят датчик, с записанной информацией о будущей комплектации. Дальше по конвейеру с него считывают всю информацию, и поставляют нужную деталь на каждый пост сборки.
Заметим, что в Польше выпускают Lanos с кузовом седан ( подавляющее большинство), а также хэтчбек. А вот линия сварки Daewoo Matiz сейчас практически не работает.
Цех окраски
Цех окраски – гордость предприятия. Общая площадь – свыше 61 тыс. м2. Введен в строй в 1996 году и существенно модернизирован корейцами в 1998 году. Как заверяет руководство FSO, цех окраски позволяет готовить 60 кузовов в час. Полностью автоматизированный процесс включает линию фосфатирования, линию катафореза, линию нанесения грунта и 2 линии окраски. Мощность линии окраски достигает 300 тыс. авто в год.
Сборка
Сборочный цех состоит из нескольких линий, хотя работы ведутся фактически только на линии Lanos. Традиционный процесс сборки на FSO имеет свою специфику. Большинство операций выполняется на напольном конвейере, что облегчает работу. Также, к каждому посту организована автоматическая подача комплектующих из участков подсборки.
Особенно это хорошо видно на посте установки дверей. Двери, с установленной обивкой, движутся по автоматическому конвейеру, каждая своего цвета. Показательно, что благодаря датчику (паспорту модели), дверь красного цвета будет поставлена точно к красному кузову.
Рядом с линией сборки располагаются участки поставщиков, которые поставляют комплектующие практически в режиме реального времени. Они сами распаковывают их и готовят к установке на конвейер – этот принцип позволяет минимизировать процент брака и повысить эффективность производства.
Учитывая, что FSO сейчас работает практически на Украину, все модели на конвейере – это будущие Lanos или Sens без силовых агрегатов, но с конвейера они сходят еще и без шильдиков и названия модели. Готовый продукт, который FSO отгружает в Украину – это безымянный кузов первой комплектности. Такая специфика накладывает свой отпечаток и на дальнейший путь моделей: они не отправляются на испытательный трек, а следуют в цех логистики, где их пакуют в транспортную тару.
Качество
Традиционно, нас интересовал вопрос контроля качества на FSO. Систему качества здесь закладывали еще корейцы с Daewoo, которые в свою очередь заимствовали ее с заводов GM. Вдоль конвейера тянется «андон» (шнур), который при возникновении подозрений в браке, может дернуть каждый рабочий и остановить конвейер. Юрий Плечун поясняет, что система оплаты здесь построена таким образом, что рабочему выгоднее дернуть шнур, чем потом нести штраф за выявленный брак. В нашем присутствии конвейер не останавливали, но предупреждающий сигнал рабочие подавали.
В каждом цеху есть участок аудита, куда выборочно отправляется автомобиль из партии. Контроль комплектующих ведут как сами поставщики прямо на заводе, так и местное ОТК.
Есть ли будущее у FSO?
С этим вопросом к руководству FSO очень часто обращаются польские журналисты. Сейчас FSO «выздаравливает». «УкрАвто» работает над финансовым оздоровлением предприятия и по итогам 2006 года FSO уже приблизится к безубыточности. На следующий год здесь запланировали выпустить почти 130 тыс. автомобилей, большинство из которых Daewoo Lanos для Украины. В 2007 году варшавяне ожидают и первую прибыль. Буквально накануне нашего визита стали известны окончательные подробности проекта по Chevrolet Aveo. GM и «УкрАвто» достигли соглашения о производстве в Польше Chevrolet Aveo. Первые автомобили будут выпущены осенью 2007 года, а до конца года на FSO произведут около 4000 Aveo-седан. Уже в 2008 году производство увеличится до 60 тыс. Aveo, а модельный ряд расширят 3-х и 5-дверные хэтчбеки. В 2009 году планируется выпустить почти 150 тыс. Chevrolet Aveo, которые будут продаваться в странах Евросоюза. Таким образом, «УкрАвто» сдержало свое обещание, данное польскому Правительству, поставить в производство новую современную модель. Производство Chevrolet Aveo позволит загрузить FSO почти на 100% и обеспечить работой еще 1000 человек. В Польше это очень ценят. Постепенно, производство Lanos будет перемещаться в Украину, включая штамповку. На FSO уже знают график передачи каждого штампа на ЗАЗ. По словам вице-президента «УкрАвто» Олега Папашева, со временем производство Chevrolet Aveo придет и в Украину, и Россию. Теперь, когда «УкрАвто» удалось интегрироваться в производственную структуру GM, причем без потери самостоятельности, в компании уверены в завтрашнем дне. В «УкрАвто» уже говорят о недостатке производственных мощностей, даже с учетом будущего российского завода (Нижний Новгород) – все заводы будут обеспечены производством вплоть до пределов мощности. Польскому FSO отведена роль «первооткрывателя», учитывая его расположение в Евросоюзе. Именно отсюда будет стартовать производство новых моделей, только вот брэнд «FSO» они носить уже не будут…
Инф. и фото AUTO-Consulting
Как делают Lanos в Украине
|