Chery экспортирует свои автомобили уже в более, чем в 80 стран мира. Их делают на 10 предприятиях за рубежом, и 3-х в Китае - Уху, Далянь и Эрдос. Общая мощность всех этих производств – 900 000 авто, 900,000 двигателей и 800 000 трансмиссий. За 18 лет Chery выпустила в общей сложности более 5 000 000 легковых автомобилей, и таким образом сала автопроизводителем №1 в Китае. За это же время, Chery экспортировала в общей сложности почти 1 млн. 200 тыс. авто, что составляет около 38% общего китайского экспорта пассажирских транспортных средств.
Корреспондентам AUTO-Consulting уже приходилось бывать на заводе Chery в далеком 2005 году. Мы вернулись в китайский город Уху спустя 11 лет и побывали на… фактически новом предприятии Chery.
Как делали Chery в 2005-м. Репортаж с завода
Серьезное производство
Предприятие в Уху – это не завод, а целый производственный комплекс, в который входят предприятия по производству моторов, трансмиссий и, собственно, автомобилей. Тут делают популярные у нас модели Tiggo и Arrizo. А также в Уху расположен испытательно-исследовательский центр Chery с собственной лабораторией краш-тестов.
Снаружи вы не увидите ни дыма труб, ни грохота производства. Такого здесь нет в принципе. Возле производственного комплекса в Уху везде тихо и чисто. Нет перед проходной и привычной для Китая огромной парковки, заставленной велосипедами.в 2005-м она была и насчитывала несколько тысяч велосипедов, а рост благосостояния населения Китая, как говорится, налицо.
Теперь сотрудники предприятия ездят на автомобилях Chery или на электрических скутерах. Средняя зарплата здесь, как стало известно корреспонденту AUTO-Consulting, – около $450.в 2005-м было меньше $80 И это – не самая высокая зарплата на китайских предприятиях. Chery – государственная компания, в частных – платят больше.
Но многие стараются поступить на работу, именно на предприятия Chery. Ведь здесь сотрудники проходят обучение. От начального и специального технического до высшего образования. И имеют возможности освоить, без преувеличения, самые передовые иностранные технологии. А также перенять серьезный опыт у иностранных специалистов, которых компания приглашает для правильной организации технологического процесса, и контроля за качеством и культурой производства.
Завод по производству моторов в Уху делает бензиновые силовые агрегаты объемом от 0,6 до 2,3 л. В том числе и моторы для моделей Tiggo и Arrizo. А также – силовые агрегаты для легкого коммерческого транспорта Chery.
Кроме того, Chery является единственным автопроизводителем в Китае, который имеет производство нескольких видов трансмиссий. От МКПП до АКПП и вариаторов CVT. Производство последних стартовало в 2010 году.
Chery уже позиционирует свои автомобили где-то посредине между китайскими и европейскими марками. Ниже маркетологи Chery ставят, например, Great Wall, JAC, Geely. А выше – автомобили марок Skoda, Hyundai и KIA.
В Уху несколько производственных площадок по производству автомобилей Chery (модели Tiggo и Arrizo). Здесь помимо моторного производства 2 линии по штамповке кузовных деталей, 2 линии сварки, 2 линии сборки и покрасочный цех.
Не смотря на относительно недорогую рабочую силу, на производстве много роботов. Причем, таких, которые установлены и на конвейерах всемирно известных автомобильных производителей. Такому же уровню соответствуют и отлаженные иностранными специалистами технологии производства.
Контроль качества продукции – двойной. в 2005-м едва действовал самоконтроль У рабочих на сборочном конвейере есть личное клеймо и они контролируют сами себя. А чтобы не теряли бдительности, существуют еще и аудиторы, выполняющие выборочные проверки продукции.
Корреспонденту AUTO-Consulting показали весь производственный цикл (кроме покраски, куда посторонних не пускают, чтобы не пылили. Там – требуется стерильная чистота).в 2005-м туда без проблем пускали всех Надо сказать, что по масштабности и технологичности – производственный комплекс Chery в Уху находится на высоком мировом уровне. Не случайно, по данным Autohome, по уровню качества продукции Chery входит в первую пятерку китайских автомобильных марок. А премиальный бренд Chery под названием Qoros занимает по качеству первое место среди китайских брендов и по информации, которую нам озвучили сами китайцы второе место среди всемирно известных марок, уступая только Lexus. Дальше китайского экскурсовода вообще понесло По данным J.D. Power, в 2015 году, по уровню удовлетворенности клиентов, Chery E3 занял первое место среди китайских компактных автомобилей, а Tiggo 3 - третье место среди компактных внедорожников. Добиться таких результатов удалось благодаря всесторонним исследованиям, которые регулярно проводятся в испытательных центрах Chery.
Секреты «китайской кухни»
Исследовательский и тестовый центр Chery в Уху - объект секретный, поэтому делать фото и видео съемку не разрешили. В 2005-м его только только построили и он был почти пустой. Сейчас нам дали добро спокойно походить и все хорошо рассмотреть.
Общая площадь лабораторий центра - 300 000 м2. Инвестиции в его строительство закупку и отладку аппаратуры и тестовых технологий составили 1,4 млрд. юаней или больше $200 млн. Здесь выполняют более 2000 тестовых заданий в 25 специальных модулях, включая безопасность, надежность, NVH (шум и вибрация), стабильность работы и т.д.
Всего у Chery подобных центров – несколько: один инженерно-исследовательский центр в Китайской академии наук, 2 национальных исследовательских лаборатории, 8 провинциальных технических центров. Компания принимает участие в 21 национальной программе в области технологии и имеет более 1000 патентов на изобретения. Особенно гордятся в Chery, что комплектующие ее производства поставляются не только на заводы Chery, но и на предприятия GM и Volvo. в 2005-м здесь гордились возможным сотрудничеством с FIAT
В исследовательском центре в Уху корреспондент AUTO-Consulting видел, например, как в специальных камерах «хранят» автомобили, изменяя температуру воздуха от +20 до -20 градусов по Цельсию и влажность – от 10 до 70%. Это наиболее распространенные условия эксплуатации авто и в компании проверяют, как при этих параметрах в течение длительного времени ведут себя металл, пластик и электроника, установленная в авто. Для краткосрочных испытаний есть камеры и с более жесткими и экстремальными климатическими условиями.
Есть здесь и так называемая бесшумная камера, которая, на самом деле, оказалась огромным залом примерно 50х50 метров и высотой метров 7-8. Посередине стоит окруженный микрофонами автомобиль с работающим двигателем (естественно, сзади – вытяжка, а спереди – вентилятор для охлаждения мотора). И группа специалистов на стульях около мониторов. Картинка чем-то напоминает выступление небольшого симфонического оркестра. Где главная скрипка – автомобиль.
Машина – привязана, закреплена тросами. Ведь, стоящие на валиках колеса, крутятся и в реальной жизни скорость с которой едет машина могла бы достичь 200 км\ч. До таких скоростей в лаборатории Chery и измеряют уровень шума и вибрации в разных частях авто. Задача – обнаружить источник шума и сделать его уровень ниже. Каким образом?
Корреспондент AUTO-Consulting видел на сборочном конвейере Chery в Уху. Здесь в указанные специалистами из бесшумной камеры места, клали шумоизолирующие слой из специального материала и необходимой толщины.
В этой же камере измеряют и уровень шума от работы кондиционера, и шум от стандартных шин, который проникает в салон. Отдельно, в другой – аэродинамической камере с вентилятором измеряют уровень наружных аэродинамических шумом и то, насколько они слышны в салоне авто. Бесшумная камера по информации AUTO-Consulting обошлась Chery примерно в $25 млн.
Отдельно надо сказать об испытаниях моторов. В Уху для этого отведен целый отдельный блок. Здесь 18 комнат-лабораторий, где стоит испытательное оборудование. А снаружи – в длинном коридоре за столами сидят инженеры, которые на мониторе компьютера и через окно наблюдают за тем, что происходит с подопытными силовыми агрегатами.
Стенды рассчитаны на испытания двигателей мощностью до 370 кВт, раскручивают до 10 000 об/мин. Для моторов легковых авто этого вполне достаточно. Тут проверяют все – от потребления топлива до количества вредных выбросов в атмосферу. Но главное, - ресурс того или иного мотора. Каждый проверяемый силовой агрегат должен непрерывно проработать минимум 400 часов с максимальной нагрузкой. Один такой испытательный стенд стоит около 6 млн. юаней (около $1 млн.). Всего их в 4 испытательных центрах Chery – 44.
Не случайно двигатели Chery не один раз получали титул «Мотор Года» в Китае. В компании гордятся и тем, что двигатели Chery можно встретить на сельхозтехнике John Deere, японской KHI (Kawasaki Heavy Industries) и австрийской авиастроительной компании Diamond Aircraft. К слову, многие моторы на автомобилях Chery созданы совместно с австрийской инжиниринговой компанией ACTECO. Но китайцы трудятся и над разработкой собственных моделей силовых агрегатов.
Но гордостью тестового центра в Уху считается лаборатория краш-тестов. И слово «лаборатория» совсем не означает, что это – небольшой кабинет, в котором перед мониторами сидят инженеры. Такое тут тоже есть, но главное – реальные краш-тесты, которые пока не может заменить ни одна даже самая продвинутая компьютерная симуляция.
Площадь ангара в котором проводят краш-тесты – 20 000 м2. И здесь делают 10 различных тестовых программ, под общим названием «как лучше разбить автомобиль». Лобовое, боковое, диагональное столкновения. Переворот, кирпич на крышу, врезаться в столб или в другую машину, или когда кто-то въехал в тебя – здесь можно смоделировать любую ситуацию. От центра огромного зала, словно лучи расходятся щели, по которым двигаются крепления, тянущие автомобили к столкновению. Можно задать любую скорость и разные углы удара. И каждый луч – это другой угол. 15, 30, 45, 60, 75, 90 градусов. Сколько желаете?
Chery сегодня стремится доказать, что по надежности и безопасности китайские авто не хуже, машин именитых брендов. Поэтому, в компании закупили для исследований самое современное оборудование разных типов, многого из этого у некоторых именитых марок просто нет. Ведь в каждой стране свои стандарты и условия эксплуатации. А в исследовательском центре Chery постарались собрать все.
К слову, здесь же под чехлами стояли, судя по силуэтам и разбитые авто других компаний. В Chery покупают и бьют машины конкурентов, чтобы выяснить их конструктивные особенности. В том числе и в сфере безопасности. На аллеях около исследовательского центра корреспондент AUTO-Consulting увидел кроссоверы GW Haval и Nissan Qashqai.
На другом стенде проверяют прочность крепления отдельных кузовных деталей, а также – сидений, ремней безопасности, скорость и эффективность срабатывания надувных подушек. Импульс ускорения здесь составляет помноженное на 3 ускорение Boeing 737.
В отдельной комнате корреспондент AUTO-Consulting увидел жутковатую картину. Здесь отдыхали после работы манекены, которые участвуют в краш-тестах. Большие и маленькие, взрослые и дети. Все в «ссадинах», вмятинах и царапинах после пережитых аварий. На каждом манекене табличка, где указан его рост и вес с датчиками и без датчиков. Ведь все эти «куклы» буквально нафаршированы чувствительной электроникой, которая считывает и передает на компьютеры информацию о возможных последствиях столкновений в реальных ДТП для живых людей. Одна «лялька» в среднем стоит больше $150 тыс.
По планам Chery, уже в промежутке с 2017 до 2020 годов все модели компании будут соответствовать и иметь 5 звезд по безопасности по всем международным стандартам краш-тестов. И китайским C-NCAP, и европейским–EuroNCAP, и американским USNCAPи FMVSS (стандарт американского министерства транспорта).
Как стало известно корреспонденту AUTO-Consulting, инвестиции в R&B-центр в Уху, по разным оценкам, только за последнее время составили около $160 млн. Но это, по большому счету, смешные инвестиции, по сравнению с теми деньгами, которые компания потратила на многоуровневое обучение своих сотрудников-специалистов.
Ведь любой чудо-техникой надо уметь пользоваться, не говоря уже о правильной методологии тестовых программ. И здесь работают не просто инженеры, а кандидаты и доктора наук. Некоторые из которых достаточно молодого возраста. Это кадры, выросшие и выращенные самой компанией Chery. И тепер эти кадры уже дают результат.
За 11 лет, с момента последнего визита AUTO-Consulting на завод корпорации,тогда здесь выпускали Amulet и QQ Chery не просто совершила шаг вперед, а прыжок и сейчас готовится брать новую высоту. И просто больно за украинских специалистов, количество которых у нас в стране сокращается, а квалификация многих – падает, отставая от современных тенденций в науке и технике.
В Chery рассчитывают уже в самое ближайшее время, по всем параметрам, достичь уровня корейских автомобилей. А через 5-10 лет – уже и европейских. Ведь конкуренты тоже не стоят на месте. Но судя по масштабу инвестиций в разработку, исследования и технологии, о Chery мы еще не раз услышим.
Киев-Уху-Киев
Благодарим Корпорацию «УкрАвто» за помощь в подготовке репортажа
Как делают ZAZ Forza. Репортаж с завода
|