К концу войны ситуация с обеспечением военной техникой подразделений Красной Армии уже была более менее стабильной. Во-первых, в армию исправно поступали автомобили с эвакуированных за Урал заводов, уже не было регулярных бомбежек промышленных объектов. Во-вторых, стабилизировались поставки американской техники по лэнд-лизу, да и успешные военные действия войск регулярно пополняли автопарки армии трофейной техникой. Согласно статистике по состоянию на 1 мая 1945 года в Красной Армии имелось 664, 5 тысячи автомобилей, из них: 58,1 % – отечественного производства, 32,8 % – автомобили, полученные по ленд-лизу и 9,1 % (примерно 60,5 тысяч единиц) – трофейные.
Немецкие войска напротив начали испытывать перебои, так как заводы Германии бомбили и самолеты союзников и эскадрильи Красной Армии. Да и часть предприятий немецкой военной машины уже была в руках либо советских, либо американских войск. Стоит напомнить, что на вермахт работали заводы не только Германии, но и окупированной Франции, Польши, Бельгии, Австрии, Чехословакии, Венгрии и Италии. Но на начало войны немцы жестко стандартизировали поставки военной техники и обладали одним из самых внушительных автопарков.
Моторизированные подразделения вермахта были в достатке укомплектованы и бронетранспортерами, и полноприводными автомобилями и тяжелыми мотоциклами. Но удивительно, что по бумагам, Красная Армия также была достаточно мобильна на начало войны. Но потери автотранспорта СССР в 1941 году составили 159 тысяч машин из общего ресурса в 477,5 тысяч. По более достоверным данным грузовиков у РККА было 267. тыс. по всему Союзу. Армия Германии же ехала только на Восточный фронт на более 280 тыс. единиц грузовой техники и до полумиллиона мотоциклов. А всего в распоряжении третьего рейха было около 500 тыс. грузовиков в 1941 году. Цифры довольно условные, так как при необходимости транспорт могли изъять и отправить на нужды армии.
Куда делись после войны американские автомобили из СССР?
Автомобили на фронтах Второй мировой войны
Сейчас слово «джип» у нас принято считать, как произошедшее от легендарного Ford GP и его аналога «Виллиса», но немцы еще до войны успешно начали применять полноприводные легкие автомобили упрощенной конструкции получившие название «Кюбельвагены» (автомобиль-лоханка). Такие автмобили для армии выпускали Adler, BMW, Wanderer, Hanomag, Horch, Shtoewer, Mercedes-Benz и др. Наиболее типичный представитель немецкой школы тех времен - Volkswagen Type 82. Автором идеи простого и неприхотливого внедорожника стал Фердинант Порше, который создал его на базе своего же гениального «Жука».
Война тогда отодвинула планы Порше по выпуску массового легкового автомобиля, но армейский «кюбельваген» Type 82 стал для вермахта не менее «народным». Легкий (1175 кг), с задним расположением двигателя и оппозитным мотором 1,1 л воздушного охлаждения и мощностью всего 23-25 л.с., Kdf 82 легко форсировал бездорожье. Его скорость достигала 80 км/ч, а расход топлива по тем временам был всего 9 л на 100 км при движении по шоссе. Любопытно, что педаль газа у «кюбельвагена» была с роликом и универсальна под любой размер сапога.
С 1944 года Volkswagen Kdf 82 являлись единственными оставшимися в производстве «кюбельвагенами» вермахта. В общей сложности самых простых легковых «кюбельвагенов» было изготовлено 100,9 тысячи экземпляров, из них более половины – Volkswagen.
Со стороны Красной Армии также была огромная потребность в армейских внедорожниках. До войны легковым транспортом в войсках была ГАЗ М1 «эмка». Но такой автомобиль годился для перевозки командиров, а не для участия в боях. Поэтому в разгар войны ГАЗ начинает выпуск легкого полноприводного внедорожника ГАЗ-64, который в 1942 году после модификаций получил обозначение ГАЗ-67 и начал массово поступать в войска, где и получил произвище «Иван Виллис». На базе ГАЗ-64 создают и бронированный автомобиль БА-64, который стал главным легким броневичком Красной Армии. Но все равно бронеавтомобилей и бронетранспортеров в Красной Армии катастрофически не хватало и многие историки видят в этом причину больших потерь. Если немецкие мотопехотные части были худо-бедно защищены броней, то мотострелки Красной Армии либо ехали в бой на грузовиках или на броне сопровождающих танков, либо двигались за танками пешком. Это неизбежно приводило к тяжелым потерям в мотострелковых частях Красной Армии, так как им было трудно не отстать от наступающих танков, которые им полагалось сопровождать и поддерживать.
Огромный подспорьем для Красной Армии стали и поставки американских внедорожников Ford, Wyllis, Dodge и др, которые и стали основными легким транспортом в войсках.
Еще сложнее была ситуация с грузовиками. На начало войны Красная Армия была очень слабо обеспечена грузовой техникой. Основным грузовиком в армии была «полуторка» ГАЗ-АА и 3-тонник ЗИС-5. В то же время на вермахт работали практически все автозаводы Германии и оккупированных стран. «Полуторки» выпускали Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны - Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки - Mercedes, MAN, Krupp, Vomag. Кроме того, вермахт ездил на грузовиках Citroen, Renault, Tatra и др. Численное превосходство Германии в грузовой технике доходило в отдельные периоды войны в десятки раз. Только одних Opel Blitz было поставленов в войска вермахта – больше 100 тыс. штук, чем каких-либо других автомобилей. В добавок ЗИС пришлось эвакуировать за Урал, а ГАЗ регулярно бомбили.
Но советские грузовики без полного привода еще и нещадно вязли в грязи, и их приходилось буквально выносить на руках. И здесь как нельзя кстати оказались лэнд-лизовкие «американцы», которые быстро завоевали популярность в войсках. Chevrolet, Ford и конечно же Stedebeker US6 (их поставили в СССР почти 100 тыс. штук), здорово выручили тогда Красную Армию. Советская промышленность и произвела за время войны 205 ООО грузовиков и других автомашин, 150 400 которых поступили на вооружение Красной Армии, ленд-лиз обеспечил ее еще 401 000 машин*, включая 77 972 джипа «виллис По официальной немецкой статистике, за период 1940-1945 годов все заводы Третьего рейха выпустили 686 624 автомобиля различных видов, включая полугусеничные тягачи. В этом количестве доля легковых составила 186 755 единиц. Наибольшая часть продукции приходилась на грузовые автомобили - 429 002 машины. Число «заимствованных» у населения авто не уточняется. br>
Отдельно стоит упомянуть и о мотоциклетной технике. Именно Германия сделала мотоцикл не только средством транспорта, но в оснащении с пулеметом, фактически боевой колесницей II мировой войны. Передовые соединения немецких войск на мотоциклах BMW и Zundapp своей быстротой всегда доставляли много хлопот на протяжении всей войны.
В Красной Армии мотоциклов было меньше и использовались они больше как транспорт для посыльных. Но были и боевые подразделения. Так на начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Но по статистике 1938 года СССР выпускал до 5 тыс. мотоциклов, а Германия – 200 тыс. штук. Но с ростом числа трофеев, мотоподразделения начали в большем количестве в рядах советских войск. А после войны тяжелый мотоцикл BMW R75 с небольшими изменениями начал выпускать и Киевский и Ирбитский Мотозаводы. Последний выпускает их потомков до сих пор, а Киевский мотозавод прекратил производство лишь в прошлом году. На реконструкции корреспонденту AUTO-Consulting удалось отыскать один полностью оригинальный BMW R75 1941 года выпуска, который реконструкторы воссоздавали по винтикам.
Сражение под Грацем произошло в самом конце войны, когда ее исход был уже предрешен, но враг все еще был коварен. По легенде, элитное и хорошо вооруженное подразделение «Эдельвейс» пытается прорваться. Но благодаря героическим усилиям бойцов Красной Армии и армий союзников, этот маневр немцам не удался. В реконструкции было задействовано почти 1000 человек и 40 единиц техники. Современные реконструкторы воссоздали атмосферу тех времен, тщательно следили за аутентичностью не только униформы, но и вооружения, экипировки и техники.
Не смотря на то, что сам бой длился лишь несколько десятков минут, ему предшествовали месяцы подготовки, восстановления техники и проработки сценария. Но главное, что удалось передать этой реконструкцией – это подвиг наших солдат, которые невероятными усилиями отвоевали тогда эту Победу.
Мы должны это всегда помнить!
Инф. и фото AUTO-Consulting
Парад Победы в Киеве спасли реконструкторы
В Киеве танк Т-34 стал участником ДТП
|