Норма угара масла определяется для конкретного автомобиля, но в исключительных случаях на некоторых мощных моторах верхней границей нормы считается до полулитра на тысячу километров. Для моторов с большим объемом цилиндров, а соответственно и заливаемого масла это может быть и литр. Но подчеркнем – максимальные нормы – это не оптимум. По-настоящему хорошим является угар масла в пределах от ста до двухсот граммов на тысячу километров, в зависимости от объема двигателя.Если же есть утечка масла, необходимо менять сальники и уплотнения, а не доливать масло.
Раз есть угар – масло необходимо доливать, чтобы уровень его не опускался ниже середины между отметками минимума и максимума на масляном щупе. Масло надо проверять независимо от того, что показывает лампочка контроля масла. На моторах с малыми объемами заливаемого масла автомобиль может начать бить тревогу слишком поздно – потеря одного литра масла из трех не то же самое, что одного из пяти. И доливать необходимо именно то масло, которое уже залито в двигатель. В каждой марке масла – специально подобранный состав присадок. И то, как могут прореагировать между собой присадки масел разных марок – непредсказуемо. Поэтому всегда покупайте масло с расчетом на долив – плюс пару литров к необходимому объему.
Выбор масла
По заверениям специалистов компании Delphiподход, когда масло выбирается по совету друзей или рекомендациям продавцов на авторынке – мол, вот это хорошо берут – категорически неприемлемый. Даже хорошие масла подходят не для всех автомобилей. Вернее, в линейке солидного производителя есть масла для практически всех машин, но его надо подобрать, опираясь не только на показатели вязкости, зашифрованные в кодировке SAE (напр. 10W-40). Это только показатели вязкости масла. Но есть и другие критерии, определяемые допусками автопроизводителей и международными стандартами.
Автопроизводители разрабатывают для своих автомобилей так называемые допуски, чтобы исключить возможность использования неподходящего масла. Допуски кодируются буквами и цифрами. Например, VW 501.01 означает, что масло абсолютно совместимо с определенной группой двигателей «Фольксвагенов» и сам производитель дал официальный допуск, т.е. одобрил масло по применимости к своим двигателям. Однако часто масло, реально подходящее для определенного двигателя, может не иметь конкретного допуска, поскольку процедура его получения сложная и скажем честно – недешевая. Если получить на масло допуски всех автопроизводителей, оно станет слишком дорогим. Поэтому определить применимость масла можно и по международным стандартам.
В соответствие классификации американского института топлива API, моторные масла маркируются двухбуквенным индексом. Первая буква означает тип двигателя: для4-тактных бензиновых «S», а для дизелей – «С».Вторая буква обозначает уровень эксплуатационных свойств масла – чем дальше от начала латинского алфавита, тем выше свойства моторного масла. При этом надо помнить, что не все лучшие, современные масла применимы для старых автомобилей.
Существует также европейская классификация масел ACEA, по набору присадок и качеству. До 2004 первая буква означала «А» – для бензиновых, «В» –для дизелей.«С» – новый класс – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих нормам Euro-4. Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Например, масла стандарта ACEA С3 содержат меньше серы и фосфора, чем масла класса A3/B4, и поэтому идеальны для новых автомобилей экологического класса Евро4, но не подходят для более возрастных машин.
Покупка масла
Приобретая масло, учтите несколько моментов. Во-первых, если вы решили переходить на масло нового типа или бренда, купите объем сразу на две заливки. В этом случае вам может оказаться выгоднее брать, к примеру, не две баклажки по 4 и две по одному литру, а просто три четырехлитровых. Кроме того, масло требуется ведь понемногу подливать, поскольку оно расходуется.Во-вторых, покупая масло, на забудьте приобрести и масляный фильтр. И пожалуйста – не экономьте на нем. Разница в цене не стоит того, чтобы в дешевом фильтре заклинил перепускной или не работал противодренажный клапан, что приводит к масляному голоданию двигателя.
Если у вас автомобиль с автоматической трансмиссией, в которой масло давно не меняли – заодно приобретите и трансмиссионное масло, чтобы совместить процедуру замены. Это касается не только возрастных автомобилей, которым 15 и более лет, а и вполне новых машин, в коробки которых залито синтетическое масло «на весь срок службы коробки». На счет «всего срока» – это правда, но если масло менять – то и срок будет больше, возможно в разы, поскольку загрязнение масла увеличивает скорость износа коробки в геометрической прогрессии.
Конечно, для очистки масла в любой автоматической трансмиссии есть масляный фильтр, а иногда их даже два. Однако грязное масло постепенно забивает масляный фильтр, его пропускная способность уменьшается, прокачка масла создает больше нагрузки на масляный насос. Само же масло перегревается, от чего изменяются его свойства. Грязное масло также приводит к ускоренному износу электромеханических деталей АКПП – электромагнитных клапанов и регуляторов давления, клапанов гидравлического блока управления. Загрязнение магнитно-активными продуктами трения может привести к некорректной работе электронных компонентов трансмиссии – например датчиков скорости.
Замена масла
При замене масла на автосервисе вам могут предложить использовать так называемую «промывку». Если вы регулярно пользуетесь качественным и однотипным маслом – в промывке нет никакого смысла. Более того – подобные составы содержат много очень активных химических добавок, значительная часть которых останется в двигателе и смешается с новым маслом. И как они будут реагировать с присадками самого масла – трудно предсказуемо.
Все зависит от модели автомобиля, условий эксплуатации и собственно качества масла. Однако есть принципиальные моменты, которые необходимо учитывать. В сервисной книжке вашего автомобиля наверняка указан рекомендуемый интервал замены моторного масла. В автомобилях с автоматической коробкой есть еще интервал замены трансмиссионного масла. Однако рекомендуемый интервал замены рассчитывается исходя из условий, которые автопроизводитель считает средними для эксплуатации данного автомобиля. И обычно это такие условия, которые нашим машинам только снятся: поездки только по загородной трассе, на большие расстояния, без пробок…
В наших условиях интервалы замены масла в 15, 20, а то и 30 тысяч километров представляются явно завышенными.Использование автомобиля для поездок на короткие дистанции в условиях города, частые запуски двигателя и запыленный воздух, который на 100 процентов не смогут очистить даже лучшие воздушные фильтры, некачественное топливо… Все эти условия склоняют к тому, чтобы сократить интервал замены масла на треть или даже вдвое, если все перечисленное имеет место в крайних формах.
Что касается способов смены масла, то их два – обычный, с предварительным сливом масла, или экспресс-метод – вакуумный. Первый – полезнее для автомобиля, ведь при традиционном сливе через маслосливную горловину удаляется и большая часть осадка, скопившегося на дне масляного картера. Поэтому специалисты по маслам компании Delphi рекомендуют, как минимум, чередовать вакуумную замену с традиционной, и только при условии, если вы меняете мало не по номинальному интервалу, а по соответствующему реальным условиям эксплуатации вашего автомобиля.
Если же вы решили перейти на новое масло, то лучший способ – слить старое, обязательно через сливную горловину, проехать на новом до 2000 км, а затем снова производите замену масла. А учитывая, что двигатель хорошо промыт от отложений, если у нового масла хорошие моющие свойства, следующую замену можете произвести на пару тысяч км позднее. Таким образом – дополнительные затраты на переход будут минимальными, при том что польза от перехода на более качественное масло выразится в экономии значительных сумм на обслуживании и отсрочке ремонтов двигателя.
Информация о компании Delphi
|