Премьер-министр Арсений Яценюк еще весной пообещал, что государство выделит 200 млн. гривен на закупку новой техники для ГСЧС. В бюджете эти деньги предусмотрели, и даже записали прагматичную формулировку: «закупка техніки у вітчизняного виробника». Идея – хорошая и правильная, не только закупить технику, но и дать заказы собственным заводам. Ведь, как известно, одно рабочее место в автопроме дает 7-8 рабочих мест на предприятиях-поставщиках. И к счастью, у Украины есть полный цикл производства пожарной автотехники.
Почему не было шанса потушить пожар на нефтебазе сразу? Видео
Затем в апреле исполняющий обязанности главы Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Зорян Шкиряк громогласно объявил: "В ближайшее время в Службе по чрезвычайным ситуациям будет проведен беспрецедентный открытый тендер на покупку пожарно-спасательной техники в онлайн-режиме. Это будет тот пример начала абсолютной открытости и недопущения возможностей коррупционных деяний во время закупок за государственный счет", - сказал З.Шкиряк в ходе расширенной коллегии в МВД при участии премьер-министра Арсения Яценюка и секретаря СНБО Александра Турчинова.
Но Шкиряк улетел в Котманду и вернулся не скоро, а об открытости тендера быстро забыли. Зато о нем не забыли в Службе по чрезвычайным ситуациям. Было выставлено два лота: по средним и тяжелым машинам.
Но прежде необходим небольшой экскурс по производителям пожарной спецтехники. По оценкам AUTO-Consulting в Украине реально три основных «игрока», специализирующихся на производстве пожарных автомобилей. Это, хорошо известная еще со времен СССР прилукская «Пожспецмаш», «Пожмашина» и киевская "Компания ТИТАЛ". Именно этим компаниям и было предложено поучаствовать в первом же лоте.
Если пожары возникают, значит это кому-нибудь нужно
На кону была закупка 25 автомобилей (5-тонников). По словам одного из участников тех торгов, накануне им доверительно сделали «неприличное предложение», как стать победителем, от которого они отказались. Страна ведь уже поменялась, люди тоже другие. Но вместо беспрецедентно открытого тендера, анонсированного Шкиряком, уже сами тендерные условия были прописаны так, что под них не все проходили. В результате, победителем стала машина на импортном шасси.
Следующий тендер на 17 тяжелых пожарных автомобилей вновь оказался скандальным. Его гарантировано выигрывали машины на базе КрАЗа, как вдруг тендер отменяют и вновь меняют условия и бюджет. Теперь на кону уже закупка 27 пожарных автомобилей с колесной формулой 4х4. По словам того же источника, вместо открытого и прозрачного тендера online, процедуру упростили до закрытой закупки у одного участника. Провели переговоры и симпатии чиновников начали склоняться к технике на шасси МАЗ.
Следите за руками. Фокусы с «отечественным производителем»
А как же «вітчизняний виробник»? Ведь именно у него еще недавно обещали закупать технику премьер министр и глава ГСЧС. А оказалось, что бюджетные 200 млн. в большинстве своем могут уйти иностранным производителям шасси. Куда же смотрит казначейство?! Но «фокус» от чиновников был отменным: формально пожарные машины закупают не у дилеров автомобилей, а у компаний, выполняющих надстройки спецтехники, а они считаются «вітчизняним виробником», а сам автомобиль изменяет название. К примеру, пожарный автомобиль может называться АЦ - 40, и может базироваться на различных шасси (КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, КрАЗ), о которых знают лишь специалисты.
Но «фокус» в том, что шасси занимает значительную часть в цене готового автомобиля. Если это шасси отечественных КрАЗ, то деньги бюджета остаются в стране, а если иностранные, то не смотря на формулировку в законе, идут за границу. Может так поступили в ГСЧС потому что наши заводы не справляются?
Но как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе ХК «АвтоКрАЗ» выпуск шасси с колесной формулой 4х4 КрАЗ-5233 и 6х4 КрАЗ-65053 на заводе поставлен на поток и они бы могли закрыть всю потребность в технике ГСЧС за 3 дня. Получается, что причина не в этом. Тогда в чем? Хотя это уже вопрос риторический.
Остается лишь констатировать, что в очередной раз бюджетные средства Украины уйдут иностранным производителям. А затем продолжат уходить еще многие годы в виде запасных частей к закупленным в 2015 году автомобилям.
К тому же, при тушении лесных пожаров или работе в зоне АТО полноприводное шасси КрАЗ-5233 имеет много преимуществ. Оно унифицировано с военной техникой. Но разве это интересует тендерные комитеты?
|