Гендиректор ОАО "Брянский арсенал" В.Сандлер в конце прошлого месяца официально подтвердил, что контроль над заводом получила группа "Сибал". Сегодня завод контролирует 60% рынка автогрейдеров, 30% рынка асфальтоукладчиков и полуприце- пов-трейлеров, а также является монополистом по производству дорожной фрезы. В.Сандлер также сообщил, что 4 декабря пройдет внеочередное собрание акционеров, на котором будет избран новый совет директоров. По его словам, будет ставиться вопрос и о новом гендиректоре. Некоторая нервозность директора понятна, хотя оснований для беспокойства за собственную карьеру у него немного. Как правило, приходя на автомобильные заводы, "РусПромАвто" не ставит целью сменить старый менеджмент. У дочерней компании "Сибала" есть сверхзадача, для выполнения которой необходимо сохранить стабильность приобретенных предприятий, - объединить различные предприятия в корпоративную структуру, чтобы усилить рыночные позиции каждого отдельного завода.
ЯРОСЛАВЛЬ
До покупки "Арсенала" "Сибал" получил контроль над тверским заводом, выпускающим колесные и гусеничные экскаваторы, и несколькими ярославскими предприятиями. До конца года произойдет объединение Ярославского завода топливной аппаратуры и Ярославского завода дизельной аппаратуры. Недавно об этом официально сообщил начальник управления внешних связей "РусПромАвто" С.Черных. Он также подтвердил, что в ближайшее время в состав концерна войдет Тутаевский моторный завод. Т.о., завершится консолидация ярославских дизелестроительных предприятий под контролем "РусПромАвто".
В ближайшее время специалисты ОАО "Автодизель" (структурное подразделение холдинга) начинают разработку бизнес-плана по производству малых двигателей. Как сообщил гендиректор "Автодизеля" В.Савельев, программа получила поддержку премьер-министра М.Касьянова. Проект запуска в производство малых двигателей оценивается в 190 млн долл. Финансирование программы будет вести "Сибал".
Правительство действительно придает большое значение увеличению экспорта машинотехнической продукции, доля которой сейчас составляет всего 5% от общего объема экспорта России. Во время поездки в Ярославль, М.Касьянов заявил, что через 4-5 лет России удастся догнать Европу в области автомобильного дизелестроения. Премьер подчеркнул, что уже сейчас на ярославском заводе "Автодизель" налажен выпуск двигателей по стандартам "Евро-2", а к 2003 г. будет разработан двигатель стандарта "Евро-3". Касьянов сообщил, что для реализации программы "дизелизации" необходимы инвестиции в размере 1,5 млрд руб. Так что "Сибал" со своими автомобилестроительными планами очень удачно попал в струю господдержки этой отрасли.
ЧЕЛЯБИНСК
После непродолжительной борьбы с конкурентами контрольный пакет акций ОАО "Автомобильный завод "Урал"", 100%-ной "дочки" ОАО "УралАЗ" (г. Миасс Челябинской обл.), недавно приобрели структуры, аффилированные с группой "Сибал", - ОАО "ТД "УралАЗ" и ООО "Предприятие по обеспечению транспортных и дорожных организаций". Т.о., крупнейший на Урале и в России автозавод, выпускающий грузовые автомобили и технику специального назначения на базе шасси "Урал", обрел хозяина. Немаловажно, что хозяин этот в лице Дерипаски предварительно "навел мосты" в областной администрации, заручившись поддержкой губернатора П.Сумина, и администрации муниципалитета, выделив на социальные нужды Миасса, для которого автозавод является градообразующим предприятием, 20 млн руб.
Серьезных претендентов на роль стратегического инвестора, кроме "Сибала", в общем-то не было.
Напоминается, что Дерипаска выражал готовность после приобретения акций завода увеличить первоначальный объем инвестиций в предприятие с 500 млн до 1 млрд руб. Теперь придется это слово держать.
Еще одним крупным акционером ОАО "Автомобильный завод "Урал" должна стать администрация Челябинской области, претендующая на владение 25% акций завода + 1 акция.
Новый хозяин "Урала" намерен весьма круто взяться за дело, еще в этом году увеличив суммарный выпуск грузовых автомобилей на Уральском автозаводе до 10 тыс. единиц против 8,5 тыс. машин в прошлом году. В будущем году планируется выйти на объемы производства в 1 тыс. машин в месяц. Конечно, раньше "УралАЗ" производил больше - около 35 тыс. машин в год, однако работать на склад в "Сибале" не привыкли, а найдут или нет рынок сбыта для 30 тыс. грузовых машин "Урал" ежегодно - это вопрос.
ПУТЬ В ЕВРОПУ
Как сообщили информированные источники, "Сибал" уже заручился поддержкой Правительства РФ на включение в свою структуру белорусского МАЗа. Если сделка состоится, "Сибал" примерно за 50 млн долл. купит контроль над 30% российского рынка тяжелых грузовиков.
МАЗ, "УралАЗ" и Ярославский моторный завод будут объединены в российско-белорусский автомобильный концерн. Объединенные усилия позволят создать новый грузовик, мощнее и надежнее существующих.
Однако грандиозным планам создания супергрузовика может помешать одна маленькая деталь. По словам губернатора Ярославской области А.Лисицына, белорусы не очень охотно берут двигатели Ярославского моторного завода с параметрами "Евро-2" - это ведет к удорожанию "МАЗов". Получается, что Россия, которая уже сегодня производит дизельные двигатели с учетом требований "Евро-2" и "Евро-3", вынуждена покупать "МАЗы" с параметрами "Евро-0". Впрочем, над этой проблемой бьются не только автомобилестроители. На уровне правительства Союза России и Белоруссии принята программа перехода на двигатели нового стандарта.
Но пока Россия готовится перейти на стандарт "Евро-3", в Европе разрабатываются стандарты "Евро-4", "Евро-5"...
|