О том, почему рост рынка электрокаров у нас в стране замедлился в 2020-м, AUTO-Consulting уже рассказывал. Сегодня речь пойдет о том, что надо сделать, чтобы и у нас новые электромобили продавались так же бойко, как в ЕС и Китае. На этот счет у операторов иногда достаточно противоречивые мнения.
В чем причины замедления роста рынка новых электромобилей в Украине. Мнения основных операторов
Не только зарядные станции
Понятно, что хорошо разветвленная сеть зарядных станций для электромобилей - это очень важно. Но, отнюдь на самое важное. Ведь и в ЕС, не смотря на отлично развитую (по сравнению с Украиной) инфраструктуру зарядных станций, автомобилисты все равно жалуются, что их не хватает. И при этом активно покупают электромобили. Значит, дело не только в сети зарядок. А, возможно, в налоговых льготах или в государственных стимулах.
Алексей Белашов, исполнительный директор "Джак Украина считает, что от налоговых льгот, которые действуют сегодня, больше пользы получили продавцы подержанных электромобилей. Но основная проблема, по его мнению, состоит в том, что развитие инфраструктуры электрических заправок в нашей стране не носит массовый характер. Оно проводится руками разрозненных энтузиастов и не имеет сколь-нибудь весомой государственной поддержки. Поэтому, по мнению господина Белашова, основная роль государства в развитие рынка электромобилей – это все же развитие сети зарядных станций и регулирование тарифной политики в отношении этих заправок. Ведь, при новых тарифах на электроэнергию, стоимость 1 км пути на электромобиле стремительно приблизилась к газу. И если тенденция не изменится, то приблизится и к бензину.
В пресс-службе компании “Рено Украина” также считают, что освобождением от налогов воспользовались продавцы б/у. И такое освобождение от налогов не сильно повлияло на официальный рынок электромобилей. Потому что существует коллизия – правки из налогового кодекса де юре не учтены в налоговом кодексе, поэтому стимуляции роста рынка новых электромобилей не наблюдается. Со стороны государства необходимы дотации на приобретение электромобилей, а также - бонусы при их использовании. Они могут касаться парковок в центре города, зарядок и полос движения. Компания “Рено Украина” активно участвовала в разработке стратегии по развитию электромобильности в Украине и предлагала свое видение министерству инфраструктуры (когда министром был Омелян).
Самые популярные электромобили и гибриды в ЕС
Как сообщил AUTO-Consulting директор по маркетингу ООО «Хюндай Мотор Украина» Тарас Лопачак, безусловно, стимулирование спроса отменой налогов имеет весомый позитивный эффект на развитие сегмента. Причем, по его мнению, это сыграло на пользу, как официальным дилерам, так и продавцам б/у электромобилей, учитывая нацеленность на разные ценовые сегменты.
По мнению бренд-директора Porsche компании “Виннер Импортс Украина” Игоря Ткаченко, государство уже предоставило льготы. Дальше рынок должен развиваться самостоятельно. Тем более, что налоговые льготы повлияли на снижение цен, как на новые, так и на б/у электрокары. Что касается слабого развития инфраструктуры зарядных станций, господин Ткаченко считает, что у государства данное направление не в приоритете. А у частных инвесторов, наверняка есть более интересные и прибыльные проекты. Тем не менее, Игорь Ткаченко уверен, что электромобили займут 10% отечественного рынка уже в 2025 г.
В пресс-службе компании “Порше Украина” также считают, что доля в 10% вполне достижима уже в ближайшие 5 лет. Но для этого в игру должны вступить бренды, относящиеся к масс-маркету. А развитие инфраструктуры должно максимально эффективно поддерживаться, лоббироваться и поощряться со стороны правительства нашей страны. Ведь законодательные преференции однозначно сделали украинский рынок привлекательным для импорта электроавтомобилей. Это позволило убедить мировых автомобильных гигантов предоставить Украине достаточно производственных квот на электрокары. Тем не менее, не стоит отрицать и тот факт, что так же от налоговых льгот выгоду получил и б/у рынок. Новые электроавтомобили, несмотря на приемлемую законодательную среду, все же имеют довольно высокий ценник за счет передовых технологий, а также - типа кузова (в основном на рынке официально представлены электро кроссоверы премиальных брендов). Ниша недорогих электрокаров и масс-маркет сегмента успешно занята б/у автомобилями. Но до тех пор, пока официальные импортеры не начали массовый вывод на рынок более бюджетных электрических моделей.
В пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина” AUTO-Consulting сообщили, что обнуление налогов на импорт электротранспорта, безусловно пошло на пользу потребителям. Но для того, чтобы новые электрокары заняли у нас 10% рынка, и произошло это, до 2030 года, нужны дополнительные стимулы. А если говорить о государственных стимулах, то для начала стоит понять, для чего государство должно стимулировать рынок электрокаров? Какова цель подобного стимулирования? Снизить выбросы в атмосферу? Так начинать стоило бы с промышленности и энергетики. В Украине около 50% электричества вырабатывают ТЭС, выбросы которых невозможно даже сравнивать с выбросами автомобильными. Так что прежде, чем стимулировать рынок «электричек», стоило бы модернизировать энергетику, дабы электричество для них стало действительно «чистым».
Рынок электрокаров весьма чувствителен к уровню развития инфраструктуры, так что необходима развитая сеть заправок и продуманная система утилизации использованных батарей, - считают в “АВТ Бавария Украина”.
Сколько электромобилей продадут в 2021 году?
Какие автомобили появятся в Украине в 2021 году. Календарь автомобильных премьер
Стоимость владения
Стоимость владения электрокаром у нас в стране тоже не совсем ясна. Хотя бы по той причине, что большинство электромобилей на наших дорогах - подержанные. А значит, и обслуживаются они где подешевле, и внимание к их техническому состоянию - не такое пристальное, как к дорогим новым моделям.
Тем не менее, сервисное обслуживание электромобилей все же дешевле, чем авто с ДВС. По оценкам Алексея Белашова, стоимость обслуживания электромобиля, в сравнении с авто с ДВС, может быть меньше до 10 раз. Хотя, на эту стоимость влияют много факторов. Что касается доходности СТО, то ремонт силовой установки не так уж дорог, по сравнению с комплексным обслуживанием авто (ходовая, кузов и т.д.). И если не учитывать двигатель, то электромобиль, - это по прежнему классическое авто, не лишенное тех же слабых мест.
По данным пресс-службы компании “Рено Украина”, электромобиль, в виду особенностей конструкции, гораздо дешевле в сервисном обслуживании, чем авто с ДВС. Как минимум потому, что в нем не нужно менять масло, масляные и топливные фильтры, ремни ГРМ, свечи и т.д.
В пресс-службе “АВТ Бавария Украина” AUTO-Consulting сообщили, что в основном, обслуживание механической части электромобилей заключается в замене тормозных колодок (редко) и воздушных фильтров салона (еще реже). Но! Электромобиль – это достаточно сложное устройство, требующее постоянного обновления ПО.
Игорь Ткаченко считает, что делать выводы о дешевизне обслуживания электрокаров пока рано - недостаточно статистических данных. А вот доходность сервисных станций при переходе от обслуживания авто с ДВС к электрокарам, по прогнозам Porsche, может снизиться до 50%.
С тем, что риск по снижению доходности сервисных станций есть, согласны и в “Порше Украина”. Ведь обслуживание электроавтомобилей, однозначно, намного проще, реже и, соответственно, дешевле, чем обслуживание классических дизельных или бензиновых авто. Тем не менее, сейчас об этом рано говорить, пока рынок электромобилей не достиг и 10%.
Как за 2020-й год изменился украинский рынок электрокаров
Как в 2020-м изменился украинский рынок дизельных автомобилей. ТОП-20 самых популярных моделей
|