Объем операций в 2000 году составил – 61 720единиц.
Финансовая ёмкость - $ 549,17 млн.
По отношению к соответствующему периоду 1999 года:
- рост на 5% по отношению к другим сегментам легкового рынка (импорт б/у, перепродажи);
- сокращение объемов продаж на 26%.
Структура рынка легковых автомобилей в Украине в 2000 году.
Внутренние перепродажи: 50,08% |
|
Б/у (новые регистрации): 25,80% |
|
Новые авто (импорт + произв-во): 13,77% |
|
Временный ввоз: 3,97% |
|
"Решением судебных органов": 3,61% |
|
Импорт по агрегатам: 2,77% |
|
Итоги автомобильного рынка за 2000 год.
Не взирая на общую благоприятную экономическую ситуацию в стране, ёмкие товарные рынки в 2000 году сократились. Объем продаж новых легковых автомобилей по итогам 2000 года сократился на 26% и составил 61720 автомобилей, произошло сокращение продаж в сегменте грузовых автомобилей на 10%. Для сравнения: упал на 10-15% объем реализации бытовой аудио и видеотехники, что также в значительной степени отражает уровень доходов населения.
Помимо количественных изменений, автомобильный рынок испытывал в 2000 году и качественные перемены. Наиболее существенное влияние на рынок оказывало Государство. Так как минимум три законодательные инициативы прошлого года изменили расстановку сил.
Продажа по кварталам.
кварталы |
Доля за 2000г. |
|
, за 1999г. |
|
|
1: |
25.1% |
|
|
12.44% |
|
2: |
29.62% |
|
|
35.79% |
|
3: |
23.35% |
|
|
17.97% |
|
4: |
21,94% |
|
|
33.8% |
|
В первую очередь - это ужесточение режима временного ввоза автомобилей, что позволило ликвидировать данный канал, как источник массового поступления дешевых подержанных автомобилей в Украину. В результате, потребительский спрос переориентировался в сторону новых автомобилей, в том числе и отечественного производства. Ценовой диапазон до $4000 -–практически единственный сегмент, где наблюдался рост активности в 2000 году.
Рейтинг продаж новых автомобилей в Украине в 2000 г.
ВАЗ 52,96% |
|
ГАЗ 10,56% |
|
ЗАЗ 10,2% |
|
Skoda 3,94% |
|
DAEWOO 3,66% |
|
TOYOTA 2,4% |
|
OPEL 2,15% |
|
VW 1,94% |
|
MERCEDES-BENZ 1,53% |
|
MITSUBISHI 1.4% |
|
NISSAN 1.17% |
|
УАЗ 0,96% |
|
HONDA 0.92% |
|
KIA 0.8% |
|
MAZDA 0.73% |
|
RENAULT 0.69% |
|
SUBARU 0.47% |
|
LEXUS 0.43% |
|
BMW 0.39% |
|
AUDI 0.37% |
|
HYUNDAI 0.34% |
|
FORD 0.29% |
|
АЗЛК 0.26% |
|
SUZUKI 0.22% |
|
PERGEOT 0.21% |
|
VOLVO 0.17% |
|
CHRYSLER 0.12% |
|
FIAT 0.12% |
|
JEEP 0.08% |
|
LAND ROVER 0.07% |
|
CITROEN 0.06% |
|
SAAB 0.04% |
|
ЛуАЗ 0.04% |
|
CHEVROLET 0.03% |
|
SEAT 0.03% |
|
RANGE ROVER 0.02% |
|
ISUZU 0.02% |
|
DODGE 0.01% |
|
DAUHATSU 0.01% |
|
ИЖ 0.0% |
|
ДРУГИЕ 0.20% |
|
Вторым важным для автомобильного рынка моментом стал запрет деятельности совместных предприятий, имеющих льготы. В результате, с рынка сошло большое количество трейдеров, составляющих конкуренцию официальным импортерским структурам, и в значительной степени сократило долю “серого” импорта. Однако этот факт отрицательно сказался на общей емкости авторынка.
И наконец, третий момент регулирования рынка – увеличение возрастного ценза автомобилей, разрешенных к легальному импорту в Украину и отмена минимальной таможенной стоимости. По замыслу авторов этот Закон должен был увеличить количество импортируемых подержанных автомобилей, с уплатой всех таможенных платежей. Но на практике, в 2000 году этого не произошло, поскольку функционировали более дешевые каналы импорта автомобилей (“суды” и “агрегаты” и т. д.). Более того, использование альтернативных каналов “растаможки” сделало такой бизнес, как импорт подержанных автомобилей – труднодоступным для рядовых граждан. Ужесточение правил “игры” существенно сократило объемы поступления подержанных автомобилей в Украину, но доля этого сегмента автомобилей тем не менее возросла на 73% по сравнению с 1999 годом, тогда как удельный вес рынка новых автомобилей вырос всего на 5%. Тем не менее, со вступлением в силу 18 февраля 2001 года нового Закона, регулирующего автомобильный рынок – сегмент подержанных автомобилей начнет кардинально сокращаться.
Структура по классам легковых автомобилей в Украине в 2000г.
А-класс 0,3% |
|
B-класс 11,03% |
|
C-класс 56,42% |
|
D-класс 18,9% |
|
E-класс 3,5% |
|
Kласс-люкс 0,75% |
|
Внедорожники 8,23% |
|
Минивены 0,72% |
|
Спортивные 0,14% |
|
По данным "AUTO-Consulting" финансовая емкость рынка новых автомобилей в 2000 году сократилась на 30%, исходя из снижения объемов продаж на 26% и понижения цен на большинство автомобилей, а также в связи со смещением потребительского спроса в более низкие ценовые диапазоны. Около 70% всех продаж осуществлялось в ценовом диапазоне менее $6500, притом 78% рынка составили автомобили производства СНГ или собранные на его территории.
Наибольший урон испытал сегмент автомобилей стоимостью $6500-10000, а спрос на дорогие автомобили наоборот возрос. Значительно большей популярностью стали пользоваться автомобили Люкс-класса и минивэны (15% и 14% роста объемов соответственно), а класс мини (А-класс) утратил свои позиции не только у потребителей, но и все меньше интересует автотрейдеров.
"Пятерка" лидеров продаж среди компаний по итогам 2000 года.
АвтоЗАЗ-DAEWOO 19,49% |
|
КрымавтоГАЗ 17,21% |
|
Укрпроминвест-Авто 17,01% |
|
Автоинвестстрой 11,26% |
|
Автотрейдинг 8,51% |
|
В заключении хотелось бы отметить, что спад продаж наблюдался не только в Украине, а и во многих странах Восточной Европы. Подобно нашей стране, депрессию автомобильного рынка после многих лет эйфории, испытала и Польша, где, правда, эта трагедия возведена в статус - чуть ли не национальной.
|