Во втором полугодии 2000 года рынок моторных масел утратил темп роста, набранный в начале года. Наибольшие трудности ожидали трейдеров отечественных масел – отсутствие сырья и как следствие – нестабильная ценовая политика. В то же время, во втором полугодии значительно активизировались импортеры российских масел.
Параметры рынка:
- годовая емкость рынка – 130-135 тыс. тонн
- финансовая емкость – 120-125 млн долларов
- количество торговых марок, представленных на рынке – порядка 70.
Рынок моторных масел всегда вызывал устойчивый интерес со стороны операторов автомобильного рынка, поскольку он гарантирует стабильный доход, напрямую не зависящий от колебаний экономической ситуации. Нынешние очертания рынка формировали сами трейдеры, поэтому по своей структуре украинский рынок не похож ни на один из рынков восточноевропейских стран. Правда, второе полугодие наглядно продемонстрировало, что период масельной “независимости” Украины, очевидно, проходит. Отсутствие собственного сырья сильно ограничивает рыночные возможности украинских масел. В то же время – существенный парк автотранспорта вызывает растущий интерес к Украине у транснациональных компаний, которые разворачивают все большую активность. Показательно, что Украина может стать ареной для выяснения отношений между российскими и западными производителями масел. В этой связи, отечественные производители вынуждены предпринимать максимум усилий, чтобы завоевать стабильную долю на рынке.
Российские масла традиционно присутствовали на украинском рынке, но до сих пор их влияние ограничивалось сегментом ГОСТовских масел (Маркетинговый термин, определяющий масла, которые не имеют собственной торговой марки и обозначаются согласно ГОСТам. Например, М6з/12Г1. –Примечание автора). Как правило, на Украину не распространялись брэндовые масла из России, но с середины этого года ситуация стала резко меняться. Наш рынок стали осваивать как крупные корпорации, так и частные трейдеры, насыщая вначале приграничные области, а затем и формируя сеть распространения по всей территории Украины. В то же время, проникновение российских марок на наш рынок пока еще нельзя назвать массированой атакой, чего не скажешь про восточноевропейских трейдеров. В частности, атаке польских масел подверглись западные области Украины. По итогам второго полугодия уже можно констатировать, что польские производители заняли весьма прочный сегмент по всей стране, воспользовавшись некоторой заминкой украинских производителей.
Ситуация в сегменте западных масел неоднозначна. С одной стороны, отдельные торговые марки значительно усилили свои позиции (рост присутствия +50% по сравнению с первым полугодием), отвоевывая новых покупателей у конкурентов. В результате “слабые” марки вынуждены пересматривать стратегии продвижения, выбирая незанятые ниши. С другой стороны, часть трейдеров просто “зависла”, недооценив конкурентов и снижение объемов рынка, что привело к перенасыщению в отдельных регионах.
Объёмы продаж по торговым маркам
Не слишком располагала к большим объемам продаж и общая экономическая ситуация в стране. Так, если в первом полугодии наметилась стабильная тенденция отдавать предпочтения “брэндам” (до 20% протребителей ГОСТовских масел), то к концу года часть автомобилистов опять вернулась к “безымянным” продуктам. Более того, из результатов маркетинговых исследований "AUTO-Consulting" следует, что такая миграция потребителей отрицательно сказывается не только на отечественных маслах, но и на импортных.
Отечественные масла
В 2000 году отечественное производство моторных масел испытало настоящий подъем. Еще в начале года перспективы присутствия на рынке отдельных торговых марок были весьма радужными, более того, появилось еще несколько торговых марок. Казалось, что такая политика принесет плоды в виде увеличения доли присутствия отечественного продукта на рынке (по итогам полугодия украинские масла занимали 21,5% рынка). Однако этим надеждам не суждено было сбыться – возникли серьезные трудности с закупкой сырья, что не позволило украинским производителям реализовать все запланированные программы.
Отметим и тот факт, что в Украине сформировались условно две группы отечественных торговых марок. Первая – это масла которые непосредственно производит и реализует один и тот же оператор (например, АЗМОЛ, ЛЕОЛ и т. п.). Вторая группа – это масла, которые для трейдера производят/разливают на заказ под его торговой маркой. Притом, всю рецептуру и технологический процесс контролирует сам заказчик, и ноу-хау при этом остается в секрете. Данный метод производства достаточно распространен на Западе и факт производства на одном заводе вовсе не означает однородности различных масел – “изюминка” масел таится в пропорции используемых присадок.
Любопытно, что параллельно с известными “брэндами” на одних и тех же предприятиях производятся и ГОСТовские масла, таким образом операторы стремятся расширить нишу своих потребителей. Ведь в аграрном секторе и в сегменте грузовых автомобилей использование ГОСТовских масел достигает 85% и потребители весьма неохотно переходят на "брэндовые” масла ( по данным "AUTO-Consulting" не более 10% периодически используют фирменные масла). В данном случае, мощные атаки отечественных “брэндов” на этот сегмент потребителей на руку трейдерам импортных масел, которые затем с меньшими потерями входят в достаточно ёмкий сегмент. Как показывает статистика, до 60% потребителей из сегмента грузовых автомобилей производства СНГ впоследствии переходят с отечественных “брэндов” на импортные масла среднего ценового диапазона ($1,5-4,0 за литр в рознице – Примечание автора). В то же время, отечественные масла добавляли во втором полугодии не более 30% к ранее завоеванным позициям. Очевидно, что борьба за потребителя в данном сегменте требует от украинских производителей больших усилий.
Наиболее показательными являются процессы в сегменте легковых автомобилей, поскольку там потребители достаточно легко переходят с одной марки на другую. По данным "AUTO-Consulting" отечественные масла сохраняли за собой около 45-50% “старых” потребителей, тогда как с популярными импортными маслами оставалось до 70% прежних потребителей. Отметим, что еще в первом полугодии эта разница была не столь заметна – сказывались перебои с поставками отдельных марок масел на рынок.
В добавок к этому, не все отечественные заводы производят полусинтетические и синтетические масла, что резко ограничивает круг их потребителей.
Однако для полного пессимизма пока нет оснований. На ближайшие несколько лет для украинских марочных масел существует огромный плацдарм для увеличения своего влияния, так по мнению экспертов около 60-70 тыс. т – это тот потенциал, который предстоит освоить операторам масельного рынка. Более того, согласно статистическим данным украинские потребители начинают больше ездить и регулярнее менять моторное масло, да и сам автопарк потихоньку увеличивается.
Трейдеры
Разумеется, для достижения лидирующих позиций на рынке, сегодня необходима развитая торговая сеть по всей территории Украины. Как правило, ее пытаются строить либо представительства, заручаясь поддержкой своих дистрибьюторов, либо непосредственно дистрибьюторы. Жесткая конкуренция и насыщенность рынка различными марками не позволяют отдельно взятому трейдеру достичь доли, превышающей 8% рынка. Поэтому для достижения максимального присутствия на рынке часто используется большое число дистрибьюторов каждый из которых накрывает свой регион и имеет собственную программу развития и субдилерскую сеть.
Реже встречаются конструкции, когда построением сети занимается одна компания, получившая права эксклюзивного дистрибьютора на Украине, используя для достижения максимального присутствия собственные ресурсы или опираясь на партнеров в регионах. Кроме того интересна структура операторов рынка. На долю торговых марок с годовым объемом продаж свыше 5 тыс. т приходится 68% рынка. Операторы с объемами 1-5 тыс. т занимают 25%, а на долю оставшейся многочисленной группы трейдеров приходится около 7% рынка моторных масел.
Финансовая ёмкасть
Основными операторами рынка являются специализированные компании, для которых масла основной и порой единственный вид деятельности. Дистрибьюторами могут быть и фирмы, где масла одно из направлений. Как правило, параллельным бизнесом могут быть: нефтепродукты, автозапчасти, автомобили или другая техника. Виды деятельности субдилеров порой могут носить разный характер, но чаще встречаются: автосервис, торговля автозапчастями, АЗС.
Итоги II полугодия 2000 г.
Во втором полугодии 2000 года, по данным "AUTO-Consulting" , произошли существенные изменения в лидирующей группе. Так, основная борьба развернулась между двумя торговыми марками: Азмол и Esso, которые и оказались лидерами по итогам второй половины 2000 года.
Весьма захватывающая борьба происходила между извечными конкурентами Mobil, Shell, которая велась по всей территории Украины с переменным успехом. В результате были установлены достаточно четкие региональные границы, связанные с активностью местных трейдеров и сформировавшимся менталитетом потребителей. Довольно ощутимо возросли продажи и группы BP-Castrol, которым объединение, похоже, пошло на пользу.
По словам самих же трейдеров, один из самых серьезных подходов к рынку, демонстрирует дистрибьютор Liqui Moly, что не преминуло сказаться на положительной динамике продаж.
Во втором полугодии значительно активизировались такие марки как Elf, Fina, Ravenol, Lotos, Champion и другие.
Доля российских “брэндовых” масел (без учета ГОСТовской продукции) в отдельных регионах достигла 2-3%, притом, что активное продвижение этих масел в Украину по сути еще не началось. Зато доля польских масел в западном регионе весьма существенна и в отдельных областях уже превышает 10%. Такими результатами может похвастаться лишь несколько производителей, по симу – влияние на наш рынок “Рафинерии Гданьской” уже достаточно ощутимо.
В итоге по степени влияния на украинский рынок существует несколько групп: российско-украинские производители (около 75% рынка), группа трейдеров западных торговых марок (23% рынка) и трейдеры масел произведенных в Восточной и Центральной Европе (около 2%).
|